Качахакаберд: подняться и взлететь

Качахакаберд: подняться и взлететь

Качахакаберд: подняться и взлететь

Есть на Земле места, попадая в которые слышишь, как настойчиво звенит в ушах внутренний голос: «остановись, мгновение!». Ты пытаешься разобраться в своих ощущениях, и отчего-то вспоминается эйнштейновская категория «пространство-время». Но не при чем тут относительность – все предельно конкретно: вот место, вот пространство и вот он ты в центре сплетения времен, когда века объединились в моменте «здесь и сейчас» и ты становишься частью этого сгустка. Много таких мест в древней Армении, и конечно же, немало их в Арцахе…

Если ехать из Степанакерта в сторону монастырей Гандзасар или Дадиванк, слева, присмотревшись к одной из лесистых гор, ты непременно увидишь на ее вершине выдающийся уступ. Что это – природа ли постаралась или рукотворное сооружение зацепило твой взгляд? Ответ: и то, и другое. Армяне всегда мастерски использовали природные ландшафты для жизни и для защиты себя от врагов.
Выступающая горная вершина, огромный камень, что вырос из густого леса, с протянувшимися отвесными скалами – это Качахакаберд, историческая Хаченская крепость, расположенная в Мартакертском районе Карабаха между деревнями Птрецик и Колатак на высоте более 1700 метров над уровнем моря. Вот как описывает ее историк и арцахский краевед Шаген Мкртчян: «Вдали, напротив монастыря Сурб Акоба, на вершине горного хребта, покрытого густым лесом, расположена крепость Качахакаберд. Возвышающаяся среди сплошной зелени и белеющая в лазури неба нерукотворная крепость рождает в воображении истинно поэтические образы. Неспроста народ называет ее Качахакаберд (сорочья крепость), так как лишь птицам доступна ее вершина. Скала была укреплена и превращена в крепость в целях защиты от арабских нашествий владыками провинции Мецараниц. Казалось, сама природа позаботилась, чтобы крепость Качахакаберд стала неприступной...»

Начиная с VIII столетия она бы­ла военным лагерем, убежищем-укрытием от захватчиков для жителей близлежащих поселений, с выдолбленными потайными ходами, бойницами для метания камней, с системой водоснабжения. Говорят, за многие века никому из врагов не удалось покорить поднебесную гордую крепость.
Правда, есть и такая легенда. Один завоеватель возжелал захватить Качахакаберд, но, оценив его неприступность, решил устроить осаду и ждать, когда укрепившиеся сдадутся сами. Ждать пришлось долго – несколько месяцев, и ему казалось, что оголодавшие и измученные жаждой осажденные давно должны были сдаться, но из крепости никто не выходил. Уже собравшись убраться восвояси, он вдруг заметил, что над крепостью стало летать слишком много сорок. С трудом пробравшись в крепость, его солдаты увидели, что сороки, разлетающиеся от их присутствия, открывают лежащих на земле мертвецов. Армяне погибли от голода, но не сдались. Так, сороки подсказали врагу о том, что на вершине в живых никого не осталось, и с тех пор название крепости связано с именем «сдавших» ее птиц.
Дорога к крепости проходит по дикому лесу, богатому не только первозданной красотой и пьянящим арцахским воздухом, но и приключениями, которыми он награждает своих гостей, – переходом горной речки, покорением скал. А еще – сказочным ощущением игры в догонялки с камнем-крепостью: «Ты видишь, будто я рядом? Думаешь, что приближаешься ко мне? Гляди-ка, я все так же далека, догони!» Конечно, ты победишь и покоришь суровую тысячелетнюю шалунью. Что значит семь километров по лесу и подъем по скалам? Это значит наслаждение в пути, и впереди, как главная награда, – беседа с древними камнями, перемещение во времени, полет над немыслимо красивой, благодатной армянской землей. И – свобода.