Гтчаванк – забытое сокровище

Гтчаванк – забытое сокровище

Гтчаванк – забытое сокровище

Именно так можно охарактеризовать один из шедевров армянского зодчества – монастырский комплекс Гтчаванк, который находится на территории исторического Дизака, или Гадрутского района Республики Арцах.

Расположенный среди густых лесов, в котловине северо-восточного склона горы Тогасар (или Чгнавор), монастырь с давних времен был одним из политических и духовных центров восточного края Армении.

Как епархиальный центр монастырь находился под покровительством Араншахиков, затем, с VIII века, – дизакской ветви этого же рода. В середине XIII века Гтчаванк расширяется, а во времена дизакских меликов, в особенности при господстве мелика Авана, или Егана, становится одним из известных монастырских комплексов всей Армении. Сохранившиеся на памятниках эпиграфические надписи подтверждают, что древние сооружения монастыря были разрушены во времена арабского владычества. Согласно надписи, на основаниях древних зданий строительство главной церкви было начато в 1241 году и завершено спустя семь лет. Монастырь состоит из главной церкви с притвором и второй церкви, примыкающей к притвору с севера.

По поводу притвора среди специалистов идут споры. Некоторые считают его древнее, чем главная церковь. Притвор довольно широк, в северной его части применены колонны, которые, создавая дополнительный объем, расширяют внутренне пространство притвора. Построенный из грубо обработанного базальта со сводчатым перекрытием, он служил не только местом сборов, но и усыпальницей. Пол притвора покрыт надгробными плитами священников монастыря и нескольких меликов.

Церковь сообщается с притвором через южный вход. Таким образом, обе церкви имеют общий притвор. В стены вставлены орнаментированные хачкары. Один из них датирован 1000 годом. Это указывает на то, что на месте нынешней церкви существовала другая, построенная из камня. На северной стене нынешней церкви существует надпись, где говорится о том, что переехавшие из монастыря Амарас два брата-епископа, Тер Саргис и Тер Врданес, на основаниях древних зданий построили соборную церковь Гтчаванк. Та же надпись свидетельствует о трагических событиях этого времени: «…в горестное и трудное время, когда племя стрелков (монголо-татары), превратив в руины всю страну, разрушило и Амарас, упомянутые выше два брата собрали здесь остатки амарасской братии». В западной части комплекса еще остались развалины жилых помещений и крепостных стен. Кладбище, расположенное вокруг монастыря, в основном разрушено, видны лишь одинокие надгробные плиты и несколько хачкаров, большая часть которых давно осталась под землей или же опрокинута. На территории комплекса сохранились великолепные хачкары, самый древний из которых датируется IX веком, а новый – XIX-м. Они отличаются поистине мастерским исполнением.

Велика роль, которую сыграл монастырь в культурной жизни края. Являясь главным духовным и просветительским центром Дизака на протяжении многих веков, монастырь оставался таковым до начала XX века. Здесь восседали епископы епархии. Здесь был свой матенадаран, скрипторий. Значительное количество рукописей, собранное в этом монастыре, дошло до наших дней. По своим архитектурным достоинствам и исключительно важной роли в культурной жизни края монастырь Гтчаванк стоит в одном ряду с такими шедеврами армянского церковного зодчества, как Гандзасар и Дадиванк. С 2007 года на территории комплекса ведутся реставрационные работы, однако уровень работ и темпы оставляют желать лучшего. Работы затрагивают только церковь и притвор. Архитектура Гтчаванка до сих пор не стала предметом тщательного изучения. Его древние стены и строения, скрытые под толщей земли, еще не раскопаны.

О Гтчаванке можно говорить много. Описывать прекрасные, неповторимые узоры, вырезанные древними мастерами на хачкарах и декоративных элементах церкви. Можно долго рассказывать о панораме, раскрывающейся перед теми, кто, проделав долгий путь, окажется у его древних стен. Но все это будут просто слова. Чтобы проникнуться духом старины и почувствовать себя исследователем, надо самому долго бродить вокруг церкви или же, усевшись на древние камни, предаваться медитации. И возможно, кому-то удастся стать первооткрывателем утерянной памяти, которая скрыта под многовековой толщей земли.

 

Фотографии Сергея Лернаина