Традиции, связанные с рождением ребенка

Традиции, связанные с рождением ребенка

Традиции, связанные с рождением ребенка

Традиционно армянские семьи очень большие, особенно в селах. Рождение ребенка – большое счастье. Этому событию всегда радовались. Особенно радовались рождению сына.

В дни церковных праздников перед домом, где родился младенец, играла музыка, а дом украшали зелеными ветвями – символ продолжения рода. Ребенка не показывают никому, кроме близких, в течение 40 дней после рождения. При любом радостном событии виновник торжества кладт руку на голову друзьям и близким, говоря «таросе кес» («передаю тебе») – желая им того же счастья, что и у него. О традициях, связанных с рождением ребенка, через свои работы рассказал художник Альберт Габриелян. Oдно из главных в семейных традиционных обрядах армян это обычаи и церемонии, связанные с родами, рождением ребёнка и после рождения ребёнка (карасунк). В армянских семьях уделяли большое внимание способностям молодой пары к воспроизводству. К сожалению, в старые времена очень часто у женщин рождались мёртвые дети, или же умирали в первые годы жизни. Именно из-за этого стали появляться магические и терапевтические процедуры, которые со временем стали традициями. Несколько из них я изобразил в этой работе... Работа выполнена в виде гранатового дерева (кенац цар), корнями которого являются мужчина и женщина, в руках у них семечко. Плоды граната ‒ это традиции, а заканчивается дерево геммой, что означает, что вся жизнь ребёнка ещё впереди... Альберт Габриелян родился в 1992 году в Иджеване. С девяти лет ходил в школу искусств, которую закончил в 2008 году с красным дипломом. В этом же году поступил в филиал Ереванского государственного университета на факультет декоративно-прикладных искусств. В 2012 году с красным дипломом закончил бакалавриат и в 2014 году магистратуру. В 2014-2015 годах работал в Армянской Апостольской церкви иконописцем. В первом гранате изображён момент, когда беременная женщина прыгает через беременное животное. Ими могли быть любые домашние животные: кошка, собака, корова, овца и т.п. Считалось, что в этом случае болезнь, которая называлась тхпотутюн (венерические заболевания) переносятся животному, и ребёнок родится здоровым. Болезнь была названа по имени монстра Тхпи. В средневековых рукописях Тхпи представлен в виде Минотавра, изображен слева от граната. Над гранатом изображён змей, во рту которого находится лягушка. Это ещё один из способов лечения больной. Изо рта змеи брали лягушку и делали из неё талисман, который носила больная женщина. Армяне считали, что болезнь на беременную могли наслать злые женщины, которые с помощью тхпаулунка (синие камни, которые падают во время града) насылали порчу. В каждом селе была женщина, которая обладала мастерством принятия родов. Звалась она татмер. Считалось, что татмер делают роды лёгкими. Во втором гранате татмер изображена в тот момент, когда она посыпает ребёнка солью, тем самым защищая ребёнка от вирусов. Все женщины, которые принимали участие в приёме родов, снимали с себя все золотые украшения и пояса и мыли руки с солью после окончания родов. На третий день после родов татмер приходила в дом искупать малыша, до крещения это её обязательства. Эта традиция изображена в третьем гранате. После купания татмер отдавала младенца отцу, поздравляя его: «Ар тхаит ачкт луйс лини». А отец дарил татмер деньги (ачкалусенки пох). Если рождался сын, то советовали 7 раз считать бревна в доме, чтобы родилось ещё 7 сыновей. Над гранатом изображены бревна, а слева – телега. Как только начинались роды, то члены семьи разбирали телегу. Считалось, что это облегчит роды. Справа изображены яйца, которые разбивали, чтобы облегчить роды. В четвёртом гранате изображён обряд крещения ребёнка. Крещение происходило в восьмой день по рождению ребёнка. Крестили в церкви или дома у очага. Дома крестили в основном больных детей, которые находились при смерти, поскольку некрещёных не разрешалось хоронить на общем кладбище со всеми. Когда везли ребёнка на крещение, то по дороге раздавали хлеб нищим, чтобы жизнь ребёнка была счастливой. Главные участвующие лица крещения – священник, крестный (кавор) и татмер. В большинствах районах Армении матери ребёнка не разрешалось участвовать в церемонии. Крестили ребёнка в купели, находящейся в левой части церкви. Совершая таинство, священник мажет миро рот, нос, глаза, уши, пупок, ноги и руки младенца. Во время обряда священник трижды окунал ребёнка в воду, затем передавал кавору, а тот – татмер. Татмер одевала ребёнка и передавала его кавору, а кавор за это давал ей деньги. В левой части изображён чеснок. Он находился у молодой матери под подушкой. Когда везли ребенка крестить, этот чеснок мать бросала за ними со словами: «Возьми тяжесть, дай лёгкость». В пятом гранате изображён момент, когда, возвращаясь домой из церкви, крёстный с ребёнком подходил к матери ребёнка, а та становилась на колени, целовала ноги крестного и брала ребёнка на руки, а священник в это время читал молитву. После этого в течение 40 дней (карасунк) матери и ребёнку не разрешалось ходить в церковь. В шестом гранате изображён момент, когда спустя 40 дней мать с ребёнком идут в церковь. Перед храмом она совершает 40 поклонов на коленях, после этого может зайти в церковь. Слева изображён деревянный таз (ташт) и ключи. Когда встречались две матери, которые находились в карасунке (это считалось плохой приметой и могло повредить ребёнку), то брали ключи из соседних домов, бросали эти ключи в таз с водой и купали в нем ребёнка. В седьмом гранате изображён тот момент, когда уже мать возвращается из церкви. Её вместе с ребенком купали, сорок раз поливая водой Карасункатасом (так называлась чаша, которой поливали их). После этого они выходили из карасунка. Вверху изображена детская кроватка, в которой находится кошка. До карасунка ребёнок спал с родителями, а после его перекладывали в детскую кроватку. Но перед этим клали туда кошку, чтобы она отогнала злых духов. Справа изображены золотые изделия круглой формы. После карасунка мать ребёнка всегда носила украшения круглой формы (кольца, ожерелья, браслеты), которые изготовляли в воскресение перед Пасхой. Они назывались чарчаранц кираки, считалось, что они оберегают ребёнка и мать. В последнем гранате изображён обряд Атамхатика. Он совершался, когда у ребёнка появлялся первый зуб. На голову ребёнка высыпали изюм, смешанный с пшеницей, которую называли атамхатик или акнасорик (изображение справа от граната). Атамхатик раздавали соседям и родственникам, а они взамен давали фрукты и сладости. Тем самым они хотели, чтобы у ребёнка зубы росли красивыми и ровными. Во время обряда гадали на будущую профессию ребёнка, расставляя перед ним предметы, принадлежащие различным профессиям. Считалось, что к какому предмету подползал ребёнок, тем он и будет по профессии.