Сергей Манукян: «Джаз – это музыка выдумщиков»

Сергей Манукян: «Джаз – это музыка выдумщиков»

Сергей Манукян: «Джаз – это музыка выдумщиков»

Сергей Манукян родился в Грозном. Окончил Грозненское музыкальное училище по классу ударных. Играл в профессиональных оркестрах разных стран, выступал на крупных фестивалях, сотрудничал с известными музыкантами. Лауреат международных конкурсов. Награждён высоким званием «Лучший джазовый музыкант года» и премией «Овация». Основатель собственного Фонда развития джазового искусства.

Талантливый человек прост во всем, ему не нужно доказывать свое место под солнцем, он живет так же просто, как дышит. Я сижу в московском кафе «Секретное место» на Арбате и жду сказочника (так я про себя окрестила известного музыканта и вокалиста Сергея Манукяна). И вот он, нереально красивый, солнечный, с головой-одуванчиком, увешанный сумками, врывается в заведение, и кажется, что всё вокруг преображается. «Да-да, ‒ будто оправдывается он, ‒ не удивляйтесь, я многодетный отец, после репетиции зашел в магазин, поэтому и с авоськами!» А сам улыбается и светится. Итак, гость весеннего номера «АТ» ‒ известный вокалист, исполнитель на клавишных и ударных инструментах, один из мастеров инструментального вокала – Сергей Манукян.

Сергей, вы родились в Грозном, жили и работали в разных странах и городах, ка- кой издали вам виделась Армения? Когда впервые побывали?

В Армении я впервые побывал, когда мне было четыре года. И с тех пор периодически приезжаю. Как минимум один раз в год. Мои предки по отцу – выходцы из Сирии, материнская ветвь идет из Зангезура. Но Армения – это как очаг, к которому хочется возвращаться, земля, которая даёт, питающая, дающая, не- смотря на то, что вся каменная. И люди хорошие. Я объехал почти всю страну. Армения отличается от многих других стран. Здесь какое- то другое настроение царит. Кстати 12 апреля я снова буду в Армении ‒ на фестивале Jazz Connection.

Вы много гастролировали, как джаз воспринимают в разных странах?

Мне кажется, так подразделять нельзя. Во всём мире есть джазовая аудитория и её можно назвать отдельной нацией. Джазовая аудитория весьма специфична, её немного, но она всегда цельна, ходит на все джазовые мероприятия, какие только бывают и воспринимают это одинаково – хорошо! И та- кую картину можно наблюдать во всех странах. Люди очень тонко чувствуют музыку. Если человек первый раз пришёл на джазовый концерт, а ты его обманываешь, то есть играешь без настроения, выпячиваешь чувство собственной значимости, он обязательно уловит все эти нюансы и не воспримет музыку. А когда ты открыт сердцем, честен с теми, для кого пришёл играть, люди растворяются в музыке.

А что можете сказать об армянском джазе?

Армянский джаз, который основан на материале народной музыки, ‒ это здорово, очень красиво и колоритно. Такой подход можно встретить у многих армянских артистов. И даже я, хотя живу вне Армении, прибегаю к этому – в моём творчестве тоже много восточной музыки, истоки которой переплетаются и с Арменией, и с Грецией, и с арабскими странами.

Как вы лично воспринимаете джазовую музыку? Это искусство или поиск своего глубинного Я?

Да ну, глубинное Я… (смеётся). Джаз – это музыка выдумщиков. Джазмены – они как дети, фантазируют и верят в свои фантазии. И главное, делают это настолько искренне, что им верят все. На мой взгляд, самая честная музыка – это попса: она прозрачно отображает то, как живут люди, которые её играют и которые её любят. А мы что, мы всё придумываем, и даже сегодняшний день в наших глазах выглядит несколько иначе, мы его обязательно преподнесём совершенно в других красках.

Во многих областях, и в большей степени, в культуре царит зависть… В джазе все кажется несколько иным – более отрешенным, мирным, если можно так сказать…

Зависть – это человеческое качество, оно, на мой взгляд, не зависит от профессии. Очень плохое, неприглядное качество, но оно есть и ничего с ним не поделаешь. Наверно, надо оговориться сразу, что ни в популярной музыке, ни в какой другой, в том числе и джазовой, не всё однозначно, бывает по-разному – бывает скрытая зависть, бывает явная, но это чувство ничего не решает – оно контрпродуктивно по всем параметрам и никому не приносит пользы. Качество, которое нужно постараться исключить из жизни. В джазе, наверно, тоже есть, но так как джазовая музыка сложная, интересная и отнимает много времени – нужно заниматься, совершенствоваться, ‒ в общем, завидовать некогда. Человеческие слабости никто не отменял, поэтому нужно быть снисходительным.

Расскажите о первом инструменте в вашей жизни.

Барабаны и пианино. Мои родители, не- смотря на то, что представляли совершенно другие профессии – прокурор и врач, были очень музыкальными: много пели, папа играл на мандалине, мама на гитаре. В детстве я слушал всё подряд, лишь бы звучала музыка. В то время на радио кроме классической и эстрадной музыки ничего не было. Помню, постоянно старался напеть всё, что слышал, бился над какой-нибудь сонатой Бетховена – не получалось, а хотелось. Я очень люблю классическую музыку и у меня её довольно-таки много.

Музыка армянского языка… Как она звучит для вас?

Как в нее вплетается Россия? Очень хорошо. Армянский язык красивый, непохожий ни на один другой. Когда я приезжаю в Армению, мне кажется, неплохо знаю язык – понимаю, начинаю что-то говорить. Я его просто чувствую кровью, сердцем… Армения – страна культуры, страна ремесленников и хранителей. Взять хотя бы Хранилище древних рукописей Матенадаран – редкая страна может похвастаться такой сокровищницей. Армяне, в силу не очень лёгкой истории, когда приходилось покидать родные дома, ценой своей жизни спасали книги. Молодец тот народ, который умеет хранить и передавать свои знания, несмотря ни на какие набеги, войны. Я люблю Армению и свой народ. Я люблю Россию и русских и считаю себя в какой-то степени тоже русским. Я говорю по-русски и живу с русской женой, которая подарила мне четверых детей, почти 40 лет. Это величайший народ, не понятый и недооцененный, на мой взгляд, и даже на ненависти к русским некоторые умудряются делать капитал.

Сергей, вы светитесь любовью… Так что же такое любовь?

Любовь – это диалог бога с человечеством. Либо ты живёшь в пространстве любви, либо вне него, тогда речь идёт только о сублимациях. И вопросы справедливости возникают именно там, где нет любви. Да, все ищут справедливость во всём, забывая, что главное – это любовь!