Эдуард Топчян : «Для меня самое значительное – это музыкальный уровень оркестра »

Эдуард Топчян : «Для меня самое значительное – это музыкальный уровень оркестра »

Эдуард Топчян : «Для меня самое значительное – это музыкальный уровень оркестра »

Эдуард Топчян – известный армянский дирижер. Заслуженный деятель искусств Республики Армения, Кавалер итальянского Ордена «За заслуги в труде». Учился в Ереванской государственной консерватории им. Комитаса. Дебютировал как дирижёр во главе камерного оркестра «Серенада», созданного в 1991 году студентами консерватории. С 2000 года художественный руководитель и главный дирижер Армянского Национального филармонического оркестра.

 

Эдуард Степанович, давайте начнем с детства. Вы из музыкальной семьи?

Нет, абсолютно. Мой отец – литературовед, писатель, довольно-таки известный в Арме- нии, и вообще вся семья, так сказать, литературная. Дед – Эдуард Топчян ‒ был председа- телем Союза писателей Армении. Мой дядя – Александр Топчян – известный драматург. Мама – математик, но училась в музыкальной школе. Все в нашей семье знают и любят классическую музыку. Естественно у меня любовь к музыке с детства. Было решено, что я получу музыкальное образование, а потом я сам почувствовал, что хочу стать музыкантом.

Вы уже 15 лет являетесь руководителем и главным дирижером Государственного филармонического оркестра Армении. За этот период так много сделано. Но чем особенно вы можете гордиться?

Для меня самое значительное – это музыкальный уровень оркестра. В наше время до- вольно много музыкантов стали политиками, выступления часто превращаются в какое-то шоу. А для меня всегда было важно, как играет оркестр. Чисто уровень оркестра. Без политики. Без шоу. Я считаю, может, не совсем объективно, но нам с каждым днём удаётся играть всё лучше и лучше. И это замечают те артисты или оркестры, которые приезжают к нам из-за рубежа, они остаются высокого мнения о нашей совместной работе. Также наш оркестр не раз удостаивался высокой оценки серьезнейших музыкальных критиков.

Вы выступали в качестве приглашенного дирижера с оркестрами разных стран и звездами мирового масштаба. Какой опыт это вам дало? Можно ли говорить о том, что ваше сотрудничество повлияло на имидж нашей страны в мировом контексте?

Страны… Это, конечно, несколько громко сказано. Но на имидж оркестра повлияло безусловно. Во-первых, работа с великими музыкантами и мировыми оркестрами – это всегда в музыкальном отношении очень интересно и очень ответственно, потому что нужно стремиться соответствовать их уровню. Нужно, чтобы всё было на высоте: начиная от репетиций, заканчивая концертом. Это действительно большая ответственность. Каждый раз после концерта отмечаешь, что получилось очень хорошо, что не очень, делаешь выводы. Конечно, если дирижёра какого-нибудь оркестра приглашают выступать с большими оркестрами, это влияет на имидж. В некоторых странах и городах меня знают, что помогает в организации концертов нашего филармонического оркестра, нас регулярно приглашают выступать на фестивалях и абонементных концертах. Как, например, в Равелло, Чита-ди-Кастелло, Концертный зал им. Уолта Диснея. и последнее событие – выступление на фестивале Бейтеддин в Ливане.

Вы с оркестром исполняли оперы «Аида», «Севильский цирюльник», «Тоска», «Мадам Баттерфлай», «Турандот», «Симон Бокканегра», «Риголетто», «Паяцы» и другие. Есть ли у вас какие-то дирижерские предпочтения относительно оперного репертуара?

Я очень люблю оперную музыку, считаю себя и оперным дирижёром тоже. Много дирижировал и дирижирую и хорошо знаю эту музыку. Для исполнения оперы нужен хороший симфонический оркестр и певцы. В детстве и юношестве слушал старые записи Ла Скала и понимал, что в 40-50 годы у них был не самый лучший оркестр. Хотя, может быть, там были великие певцы. Для меня важно, когда я дирижирую оперой, чтобы оркестр был очень хорошим.

 

Что вы можете сказать об особенностях национальных оркестровых менталитетов? Каков армянский оркестровый менталитет?

Я думаю, оркестровый менталитет у всех в мире одинаковый. Интересно, когда смотришь на жизнь великих оркестров и периферийных оркестров, понимаешь, что они во многом схожи. Конечно, в больших оркестрах сидят музыканты, может, на уровень выше, чем в среднем оркестре, но общение этих оркестров между собой, между музыкантами, дирижёрами, всегда схоже. Я вспоминаю фильм Фелинни «Репетиция оркестра». Конечно, там есть преувеличения, но во многом великий Фелинни был прав. Сегодня в мире многое изменилось. Дирижёры не должны быть диктаторами. Великий Тосканини был очень импульсивным и чересчур строгим с оркестром. Дирижёр нашего времени должен быть демократом. И для меня очень важна тёплая, дружественная атмосфера в оркестре.

Давайте поговорим теперь о ваших проектах. Что ожидается в ближайшее время?

На днях начнётся Девятый Ереванский музыкальный фестиваль. Он посвящён 90-летию Армянского национального филармонического оркестра. Цель фестиваля ‒ приглашение великих музыкантов в Армению. Откроет сезон известный скрипач Вадим Репин из России. Второй концерт играет Лейф Уве Андснес из Норвегии – это тоже один из самых известных музыкантов на сегодняшний день. Из известных гостей выступят Бари Дуглас (Великобритания), Акико Суванаи (Япония), Радек Баборак (Чехия) и многие другие. Действительно все имена очень достойные. Во Франции есть величайший виолончелист, кстати, армянского происхождения, Ксавье Филлипс, он тоже выступит на фестивале. Смело могу сказать, что в этом году нам удалось собрать самых лучших музыкантов. Фестиваль пройдёт с 10 сентября по 27 октября. Сразу после фестиваля у нас европейский тур по Франции, Польше, Германии, Италии. Важные концерты в больших известных залах. Мы будем серьёзно работать и, надеюсь, всё пройдёт хорошо.

Вы в прекрасной физической форме. Что вам помогает в этом?

В детстве и юношестве я много времени уделял спорту – велосипед, футбол. Сейчас стараюсь поддерживать форму. Много хожу. Занимаюсь дома на тренажёрах. Обычно концерты заканчиваются поздно, потом идём в ресторан, и если не заниматься спортом, то можно быстро потерять форму. А работа у меня такая, что внешний вид очень важен.

Любите ли вы путешествовать? Расскажите о любимом уголке в мире и конкретно в Армении?

Я очень люблю путешествовать. Несколько раз в году я должен обязательно побывать в Италии, хотя бы пару дней. К счастью, у меня сейчас много концертов проходит там. Италия для меня как воздух, часть моего эмоционального состояния. И, кстати, неважно в самом большом или маленьком городе Италии. В прошлом году я побывал в городке под названием Имуда и понял, что в Италии вообще нет неинтересных мест. Летом бываю у моря, в основном во Франции, иногда в Испании. В Армении самое любимое место Ереван. Иногда езжу к Севану, в Цахкадзор, Нагорный Карабах. Всегда любуюсь нашими красивыми горными дорогами.