Карен Долуханян: «Профессия нашла меня!»

Карен Долуханян: «Профессия нашла меня!»

Карен Долуханян: «Профессия нашла меня!»

Карен Долуханян – человек глубокий и совестливый. Из тех людей культуры, кому не дают покоя проблемы не только искусства, но и общества, и составляющих его граждан. Да, на фоне существующих тенденций в современном международном искусстве, подчиняющемся формулам, понятым разве что сторонникам новомодных течений, и в то же время подверженном жестким законам рынка, до сих пор существуют личности, которые продолжают свое творчество вне установленной «системы ценностей» и не зависят от диктата времени.

Было много этапов. Этапов постижения – себя и себя в искусстве, своего места. И, слава Богу, этот процесс продолжается – процесс нахождения чего-то совершенно нового, непривычного, но, как оказывается, очень созвучного моему миропониманию, видению.
Сложно сказать, насколько сильно повлияло на мое творчество мое происхождение. Корни. Разумеется, если два семени одного и того же дерева разделить и посадить одно в Араратской долине, а второе во Фрезно, то различия между деревьями будут. Но во мне присутствует и элемент здорового космополитизма – на мой взгляд, того «ингредиента», без которого искусство не может быть таковым, наднациональным.

А как же «поэт и гражданин»?
Люди, знающие меня сегодня как активного участника митингов, наверное, удивятся тому, что я сейчас скажу: до 1988 года я по большому счету ничего не знал о Карабахе. Но после трагических событий там, побывав на одном митинге, потом на другом, со временем просто перестал появляться дома – настолько меня все это затянуло. Да, признаюсь, я всегда был в оппозиции. Помню, в детстве прочитав «Доктор Живаго», я почувствовал этот дух свободы, протест – все это мне было очень близко…

Вы сменили несколько профессий – как определились с окончательным выбором?
Да, вы правы, я окончил архитектурный факультет Ереванского политехнического института, затем ненадолго попал в реставрационные мастерские, после чего успешно работал в мастерских известных армянских архитекторов Артура Месчяна, Спартака Хачикяна и Степана Кюркчяна. Имея уже награды как в наших, так и во всесоюзных конкурсах, через некоторое время вдруг решил круто изменить свою жизнь и попробовать силы в режиссуре. Мне очень повезло – ведь меня взял к себе помощником, а потом и ассистентом кинорежиссер Баграт Оганесян, ученик Андрея Тарковского, работавший когда-то стажером на фильме «Андрей Рублев». Вместе с Оганесяном я принял участие в создании его последнего фильма «И повторится все» в качестве ассистента режиссера.

А потом снова внезапно ушли, не так ли? И почему же на этот раз?

Не знаю, ответа нет, все произошло как бы независимо от меня. Спустя некоторое время я не раз себе задавал этот вопрос и пришел к выводу, что к архитектуре, режиссуре меня влекло желание, а начать рисовать заставило что-то более сильное, чем желание, нечто, что было сильнее меня. Нечто, от чего уйти, убежать, спрятаться просто не представлялось возможным.
Хотя справедливости ради надо отметить, что я поехал в Москву, пытался поступать во ВГИК, но уже на последних экзаменах, узнав о страшной бойне, учиненной войсками под командованием Макашова в нашем аэропорту «Звартноц», просто взял документы и вернулся на родину. И с тех пор стал активным участником митингов, движения.  

Но, как говорится в известном фильме, настоящий художник должен быть правдив…



Совершенно верно, и поэтому, когда понял, что политическая борьба уже переходит в профессию, а я в отличие от своих друзей – Мовсеса Горгисяна и других ребят – далеко не политик, то… занялся творчеством. Да, художник должен быть правдив. Во всем. Не ущемлять своего гражданского права и не позволять никому этого делать, но в то же время быть честным перед собой и заниматься своим делом, принося пользу в той сфере, на той платформе, где считаешь это адекватным, допустимым, продуктивным.

Ваша первая авторская выставка работ прошла в блокадном Ереване, не так ли?



Да, это состоялось в 1994 году в новооткрывшемся  оазисе культуры – в галерее Fe-центра Ереванского камерного театра, за что огромная благодарность театру в лице его худрука Ара Ернджакяна и инициатора создания галереи, замечательной актрисы, ныне арт-директора Международного фестиваля исполнительских искусств «Айфест», моего большого друга Евгении Подпомоговой. Можно сказать, она меня для меня же открыла. Одно дело, когда рисуешь сам для себя, а другое – когда тебе предлагают сделать выставку, когда ты начинаешь относиться ко всему профессионально, когда меняешь свое видение и в целом отношение и к себе, и к работе, и, получается, к выбранной стезе. 
Этот день запомнится надолго. Холодный, погруженный в темноту блокадный Ереван, в сердце которого освещенная блеском глаз, согретая теплом сердец создателей, организаторов и гостей выставки галерея Камерного театра. И тут представлены мои работы!
Описать словами это чувство невозможно – это можно лишь пережить. Порой бывает, не так часто в жизни.

То есть если раньше вы искали профессию, то в данном случае – профессия нашла вас?



Абсолютно точная формулировка! Если до этого я хотел стать архитектором, режиссером, реставратором и т. д. и становился оными, достигая определенных высот, то мечты стать художником у меня не было никогда. Я никогда не стремился к этому, не грезил. Но… так получилось! Вы правы, профессия нашла меня. 

Армения всегда привлекала людей творческих.  В чем, на ваш взгляд, секрет этого магнетизма?
Не могу точно сказать. Порой кажется, что есть что-то сверхъестественное, все же Арарат, ковчег – точки отсчета новой жизни.
Многие делают упор на наше гостеприимство. В общем-то, заслуженно – есть такое. Но не думаю, что австралийцы, например, менее гостеприимные или другие не такие хлебосольные. У всех есть и положительные черты, и не очень. Я все же склонен считать, что людей, тем более творческих, ищущих вдохновения, сюда манит именно первозданность, заключенная как в камнях, так и в созданных из них шедеврах. Армения располагает, умиротворяет. Это что-то мистическое, что свыше…

А есть какое-то ваше «суверенное место» в Армении?

Я всю жизнь прожил в центре города, у Кольцевого бульвара. Здесь находятся теннисные корты, парки, Дом камерной музыки… Очень люблю это кольцо. Тем более что активно увлекаюсь теннисом, имею даже награды. Ну и коль скоро также занимаюсь горнолыжным спортом, то в масштабе Армении моим местом можно безошибочно назвать Цахкадзор, куда я периодически езжу кататься. Искренне желаю всем, кто собирается посетить Армению зимой, не упустить шанса и насладиться как красотами и целебным горным воздухом Цахкадзора, так и замечательными горнолыжными трассами. Тут и начинающий, и профессионал смогут подобрать себе лыжню по душе. Также очень рекомендую посетить Джермук – тут и отличная горнолыжная трасса, в лесу, и прекрасный бальнеологический курорт с минеральными источниками. Джермук был и остается уникальной здравницей, куда приезжают со всех концов мира.
Искренне желаю всем приехать сюда и открыть свою Армению – страну, куда приводят мечты!