ХАЧКАРЫ: Армянские камни-кресты

ХАЧКАРЫ: Армянские камни-кресты

ХАЧКАРЫ: Армянские камни-кресты

 

Если спросить армянина, что является самым главным символом его страны, он, не задумываясь, ответит — хачкары, мемориальные резные камни-кресты. По всей Армении их находятся десятки тысяч. Впрочем, и не только там. В любом уголке мира, где есть армяне, можно увидеть эти монументы, произведения искусства, предметы национального промысла. Армяне называют хачкары лицом Армении, а традиционные узоры и орнаменты на них — морщинами, отражающими историю и время.

Считается, что прообразом хачкаров стали вишапы — мифологические существа, божества и духи воды, которые еще в далекой древности высекались из цельного камня и устанавливались у источников воды.  Высота обнаруженных археологами вишапов достигает пяти метров. Среди изображений на них встречались рыбы, похожие на сомов, а также птицы, парнокопытные и даже растянутые шкуры животных. Позже значение вишапов трансформировалось и стало ассоциироваться со сказочными драконами. Кстати, слово “вишап” переводится с армянского как “дракон”. В книге Нонны Степанян “Искусство Армении” говорится о том, как с течением времени место вишапов постепенно заняли каменные памятники-стрелы с рельефами, отражающими раннюю христианскую икогографию. Эти стрелы являлись принятой формой надгробия и позже стали основой для создания новой формы декоративного рельефа — хачкаров.

В 301 году армяне официально приняли христианство, ставшее государственной религией. Это стало не только важным событием в духовной жизни армянского народа, но также предвестником расцвета архитектуры и декоративного скульптурного рельефа. Подлинное развитие и распространение хачкаров произошло несколькими веками позже, окончательно вытеснив прежнюю форму каменных стрел. Хачкары стали символом христианского вероисповедания, своего рода свидетельством принадлежности жителей новому христианскому миру.

Каждый хачкар, вручную созданный талантливыми мастерами, уникален. Ни один из них не похож на другой, хотя и выдержаны они чаще всего в единой стилистике.

Издавна хачкары не только украшали надгробия, но и возводились в честь постройки храмов и церквей, водных каналов, строительства новых деревень и по случаю других знаменательных событий. Место установки хачкара считалось святым и непорочным. Множество хачкаров сохранилось на древних армянских кладбищах, где ими могут и по сей день любоваться как жители Армении, так и туристы, интересующиеся культурой этой замечательной страны. Во многом благодаря распространению хачкаров, Армению нередко называют музеем под открытым небом, ведь великолепные каменные кресты можно встретить не только в знаковых местах, но и в обычных двориках жилых домов и даже совсем заброшенных уголках.

Классическая конструкция хачкаров представляет собой монолитный каменный блок, в центре которого высечен крест, часто выросший из круга или зерна, разветвленный или поросший цветами. Вокруг креста вьются орнаментальные изображения — нередко на тему виноградной лозы и граната, ведь именно они являются излюбленными символами в декоративном искусстве Армении. В государственном Музее Истории Армении, расположенном на площади Республики в Ереване, хранятся образцы, по которым можно проследить историю хачкаров и эволюцию их форм вплоть до современных. Если в древности узоры окружали сам крест, то позже хачкары стали все больше напоминать одно сплошное каменное кружево, в котором крест смещался с центра и тесно переплетался с орнаментом. Позже на месте креста стали даже появляться буквы армянского алфавита.

Традиционно хачкар изготавливается из туфа — плотной горной породы, образовавшейся из твердых продуктов вулканических извержений, которые впоследствии уплотняются и цементируются. Как говорит ереванский мастер-камнерез Вараздат Амбарцумян в одном из своих телевизионных интервью, невозможно представить, чтобы армянин молился на мрамор или гранит. Кресты на протяжении многих веков делаются армянским народом из туфа, и люди верят, что эта вулканическая порода способна даже вобрать в себя все негативное, например, болезнь, — от рук скульптора, работающего с ним, или другого прикоснувшегося к камню. Туф бывает разнообразных цветов: желтый, оранжевый, красный, коричневый, розовый, серый и черный. Рисуя узоры, скульпторы-камнерезы сначала чертят их по трафарету, а затем высекают из камня специальными инструментами. Полировку почти готовыххачкаров армянские мастера ласково называют массажем. Отполировать узор — значит сделать ему массаж.

Хачкары до сих пор сохраняют свой основной художественный принцип — раскрытие красоты каменной плоскости. Именно благодаря этому принципу особо крупные экземпляры напоминают небольшие куски резных стен, которые иногда монтируются в единые блоки, становясь декоративным элементом фасада, — например, храма. Хачкары — это оригинальное явление армянской мемориальной скульптуры, которое не встретить ни в одной другой культуре мира.

 

Анастасия Денисенкова