Лик Спасителя на армянском лаваше

Лик Спасителя на армянском лаваше

Лик Спасителя на армянском лаваше

Мог ли предполагать писатель, режиссер, клипмейкер, автор многих телевизионных проектов на армянском ТВ – словом, довольно занятой человек Артур Варданян, что откровение Божье, точнее – Его лик, явится ему нe в церкви, нe в воображении, нe в одиночестве или во сне, а весьма реально – в самом настоящем армянском тонире? Наверное, вряд ли. Хотя пускай он сам расскажет, как все это произошло и к чему привело.

Hа самом деле все началось неожиданно – снимали документальный фильм об армянском тонире (традиционной армянской печи для выпечки лаваша). И когда начали доставать очередную партию лаваша, мне вдруг попалось на глаза изображение, которое просто невозможно было с чем-то спутать. Не поверил своим глазам. Показалось, что это всего лишь буйное, я бы даже сказал, профессиональное воображение, которое преследует постоянно… Во всем пытаешься увидеть что-то необычное, непривычное. Но чтобы такое?! С листа лаваша действительно смотрело изображение, известное во всем мире, – лик Христа. Именно то самое изображение – со знаменитой плащаницы!
Всей группой проверяли и перепроверяли несколько раз, пока не убедились – никакого чуда на самом деле нет. Тонир старый, с глиняными потрескавшимися стенками, от которых буквально и отпечатывается на поверхности лаваша знаменитое изображение.
Не чудо, конечно, но ведь символично, что именно на армянском лаваше отражается этот лик. Для армян сам хлеб является символом самого святого, что существует в природе вещей. Возникла идея представить подобное удивительное явление общественности. Решили организовать выставку, для начала в Ереване. Уже в процессе получили приглашение не только в Россию, но и в другие страны. Для организации выставки (чтобы превратить местами обгоревший лаваш из тонира в настоящий выставочный экспонат) к делу подключили художника Тиграна Казаряна и молодого многообещающего дизайнера Егише Балояна.

Выставка содержит в себе особый, святой посыл. Посетителям будут представлены 33 экспоната, которые символизируют возраст Христа, каждый из которых – лаваш с изображением Иисуса. Данные экспонаты имеют откровенную схожесть с Туринской плащаницей. В отличие от Туринской плащаницы это не полотняная простыня, а, как уже было сказано, лаваш (приготовленный из чистой пшеничной муки, без использования дрожжей). Изображение Спасителя получается отнюдь не графическими методами, и не живописью – там использована другая техника: лицо Иисуса изображается благодаря обжигу (разными этапами). Экспонаты выставки дадут возможность гостям приобщиться к идеям Армянской Апостольской церкви. Ведь самым важным пунктом из христианского учения (священного причастия) является вкушение «крови» и «плоти» Христа. Без священного причастия ни один христианин не может быть спасен, потому что сам Христос произносит слова: «Я хлеб живый, сшедший с небес».
Представленные на выставке экспонаты передадут главную цель священного причастия, а именно – объединить нас и нашу жизнь с Христом, соединить наши миссии, а также переоценить присутствие Христа: с помощью божественного благословения и самого Бога мы сможем преодолеть наши проблемы и трудности. Планируем, что экспонаты будут окружены свечами для того, чтобы представить образ Христа в чистом свете, без которого людям даже днем было бы темно.
Не случайно в качестве экспонатов выбран армянский народный лаваш, вписанный в список культурного наследия ЮНЕСКО. А еще следует помнить, что армянский народ во все времена почитал тонир. Именно тонир считали святым местом наравне с храмами и церквями, его именем клялись. Молодожены после свадьбы кружились несколько раз вокруг тонира, а в городе Ван свадьбу и вовсе устраивали около тонира.
Римская католическая и православная церкви отмечают причастие как один из важнейших религиозных праздников. И выставка наша будет содержать в себе праздничный контекст. Вообще, все это явление преследует важную цель: исходя из наших истоков сохранить наши нравственные ценности, основанием которых является армянское национальное христианство.