ВЛАС АЙВАЗЯН: У подножия Арарата трудно не быть художником

ВЛАС АЙВАЗЯН: У подножия Арарата трудно не быть художником

ВЛАС АЙВАЗЯН: У подножия Арарата трудно не быть художником

Как сказал писатель Максим Горький, «художник - чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его; он - голос своей эпохи», эти же слова с полным правом можно отнести к малоизвестному художнику из села Востан (Арташат) Власу Айвазяну. Журнал «Армения Туристическая» поддерживает творческих людей, рассказывая на своих страницах о тех, кто не обласкан различными союзами, министерствами и проживает за пределами мегаполисов.

Влас Айвазян родился в селе Востан (Арташат) в обычной крестьянской семье. Его отец был мастером мозаики, а дед ‒ столяром, партийным работником, ярым коммунистом. Именем деда сейчас названа улица в селе, и именно по настоянию старшего в семье мальчик получил странное для армян имя – Влас, что очень созвучно со словом «власть», как говорил дедушка. В Армении трудно не быть художником, особенно проживая у подножия Арарата. Наверно, это, помимо таланта, является одним из основополагающих факторов, что Влас взял в руки кисть. В школьные годы четыре года обучался в Арташатской художественной школе, затем закончил Ереванское художественно-техническое училище №8 (факультет «керамика»). После службы в армии продолжил образование в Педагогическом институте на факультете «рисование и черчение».

Работал на Арташатской трикотажной фабрике, преподавал рисунок в Ванашене и Арташате. Принимал участие в республиканских выставках. Пейзажи пишут многие художники в разных концах света. Но только армянский художник-пейзажист для того, чтобы наиболее полно выразить свои чувства и, даже более того, свою сущность, обращается к Арарату и Арагацу. Арарат Власа, такой близкий и далекий, то предстаёт некой громадиной перед тобой, то, как призрак, плывёт в облаках. «Арарат – во мне», ‒ говорит Влас Айвазян, каждый свой день начиная со взгляда на великую гору: как много зависит от неё! Вот, и на картинах Власа Айвазяна Арарат изображён в разных настроениях и цветовом строе. Художник отражается в каждой своей кар¬тине, как в заводи. Будучи фальшивым, нельзя писать хорошие картины. Хотя мастерство никто не отменял, и можно быть хорошим мастером, но творцом стать сложно.

Влас – творец и пишет только по вдохновению. «Я счастлив, что выбрал эту прекрасную профессию, ‒ говорит он. – Когда я работаю над картиной, будто кто-то водит моей рукой. Чувствую, что я – это не совсем я, и не всегда мне картина нравится. Потом, спустя какое-то время, присматриваюсь к работе и понимаю: нравится. А порой даже забываю, что эту картину написал я». Работая, Влас всегда ощущает за спиной присутствие зрителя: какой же увидит картину сторонний человек? И это ощущение взывает к большой ответственности. Сознательно или невольно он создаёт такие символы, которые пробуждают чувство патриотизма в армянах, рассеянных по всему свету, поэтому разброс работ художника имеет широкую географию: это – частные коллекции России, Франции, Канады, США и др.

Сын Власа Айвазяна тоже художник, похожий по мироощущению на отца. Старший Айвазян вспоминает, как взял своё чадо на плэнер в Гавар. И пятилетний малыш написал восхитительную картину маслом. Влас Айвазян предан первозданной природе. Всем своим творчеством он поёт гимн про¬стоте, добру, свету, обычной человеческой жизни – между небом и землей.