Пешком по Армении: Татев, ущелье реки Воротан, могила аланского царя…

Пешком по Армении: Татев, ущелье реки Воротан, могила аланского царя…

Пешком по Армении: Татев, ущелье реки Воротан, могила аланского царя…

Таинственный Зангезур… Здесь слышен звон веков, из которых можно создать многотомник края. Ступать по этой земле – соприкасаться с вечностью. Может, именно поэтому сюда сейчас тянутся потоки туристов с разных концов света. Кто-то для того, чтобы увидеть Татевский монастырь и получить благословение отца Микаэла, кто-то для того, чтобы пройтись через ряд покинутых деревень-призраков, кто-то для того, чтобы раскрыть другие тайны Армении… Наш же путь сегодня пролегает от Татевского монастыря в ущелье реки Воротан, через средневековый мост, часовни, караван-сарай и покинутую деревню Аржис. Весь путь - 20 км. Конечная точка – новое поселение Аржис. Итак, вперёд…

Начинаем путь с ароматного горного чая с мёдом, которым нас угощают радушные Лариса и Гаго. Их кафешка рядом с канатной дорогой, а чуть дальше домик, в котором по смехотворной цене может обрести приют и пропитание любой путник. Мимо проходят толпы туристов, проезжают велосипедисты, местные жители – на лошадях и осликах.

Я внимательно слежу за интересной парой – ссутулившаяся старушка с котомкой за спи- ной и молодой бравый европеец с рюкзаком: они о чём-то беседуют, правда, мне не слышно, на каком языке, направляясь к монастырю. В Татеве звенят колокола. Пчёлка вместе с нами наслаждается плодами своего труда, увязая в меду. Гармония мира. Именно так можно охарактеризовать это благо- словенное место. Впереди у нас путь дли- ною в световой день. Поход по указанному маршруту рассчитан на любителей пешего туризма. Крутой спуск, затем таинственная, полная шорохов, дорога через разнолесье и сосновый бор. Первая остановка – у родника пастуха Мурада рядом с гротом. Здесь стоят каменные скамейки и стол, а в нише скалы – лежат кофейные и чайные чашки. У родника с потрясающе вкусной водой – медная кружка на верёвке. Путник, присядь, испей водицы и помяни почившего пастуха Мурада добрым словом.

Впереди нас ждёт высокий крепкий средневековый мост над рекой Воротан. Проходя по нему, чувствуешь такую уверенность, будто бы ты строил его собственными руками и знаешь, что ни один камень в этом массив- ном сооружении не подведёт. А ведь прошло более десяти веков, но мост до сих пор служит человечеству. Как же приятно окунуть ноги в прохладный, будто бы отбивающий на камнях свою мелодию, Воротан. В случае хорошей погоды можно и искупаться и почувствовать гидромассаж на лоне природы. Проходим заброшенное село Крдерь, впереди безымянная часовня и караван-сарай, время постройки которых пока не определено, по- скольку место это труднодоступное, а посему не изученное. В часовне на лето обосновались пастухи. Недалеко виднеется другая часовня, вызывающая гораздо больший интерес.

Называют её местные жители – могилой аланского царя. И, казалось бы, причем здесь аланы - кочевые ираноязычные племена скифо-сарматского происхождения, которые, впрочем, в I - III вв. н. э. занимали главенствующее положение среди сарматов Приазовья и Предкавказья, откуда совершали набеги на Крым, Закавказье, Малую Азию и Мидию? Первое упоминание о военных столкновениях армян и алан встречается у историка Мовсеса Хоренаци и относится ко второй половине I в. н. э. Армянский царь Арташес вступает в династический брак с аланской царевной Сатеник, чтобы породниться с аланами и обезопасить свою страну от разрушительных походов алан. В 316 г. аланы снова вторгаются в Армению, и царь Трдат III женится на аланской царевне Ашхен. Как повествует историк Фавстос Бузанд, политические столкновения алан с армянами имеют место и при царе Хосрове II (332-338). И после всего этого какой-то аланский царь покоится в армянской часовне?! Удивительно, да? Но тут обратимся к другой истории – к памятнику армянской агиографии V в. - Писанию «Мученичество святых Сукиасянцев», которое связано с периодом знаменитой армянской царицы Сатеник – дочерью аланского царя, выданной замуж за царя Великой Армении Трдата I. Святой Сукиас и его ученики аланского происхождения пришли в Армению проповедовать христианство.

Вот как начинается Писание: «Мученики, прибывшие из Аланского царства в Армению с царицей Сатеник,восприняли Учение от святых мужей-учеников святого Апостола Фаддея, уединившись у истоков реки Евфрат». Предание гласит, что ученики Апостола Фадея греки Воскяны, проповедовавшие учение в Армении, были преданы мечу сыновьями царя. ученики их - уверовавшие в Христа аланы, приняв крещение, удалились на гору Сукав, названную так в честь их предводителя -военачальника Баракатры (в крещении Сукиас), особо приближённого к Аланскому царскому двору. В это время аланский царь получает послание из Армении, в котором рассказывается о том, что «...из войск его царских в Армении поселились мужи смелые и добродетельные не пожелавшие поклоняться богам царей» и проповедуют новое, чуждое для его страны учение. И тогда аланский царь посылает своё войско в Армению и призыва- ет Сукиаса отречься от Христа. В случае отказа выход один: перебить всех сукиасянцев. Так и случилось: прибывшие аланские воины по приказу своего царя перебили своих же соплеменников за вероотступничество. «По природе своей мы люди, и с Аланского двора, - цитируют древние источники речь Сукиаса перед смертью. - Бежали мы от нечестия и безбожия царей. По провидению свыше так сохраняем своё существование в надежде на вечную жизнь, обещанную нам Господом и Богом нашим». Сукиас был вторым сановником Аланского государства, сидевшим на втором месте после царя. Прежде его звали Баракатрой, но с тех пор как он пришёл к разумению Бога, стал называться Сукиасом - обретшим мирную жизнь. И всё это происходило до принятия христианства Аланией. Крещение Алании ещё впереди, и это была первая встреча алан с учением Христа, ради которого они не раздумывая отдали свои жизни во имя утверждения веры христианской наземле древней Армении. За это они удостоились права обрести жизнь вечную и пребывать рядом с Богом. Армянская церковь и народ Армении чтят память святого Сукиаса и его учеников – безымянных сынов земли Аланской над Аменией просиявших... …И вот, мы стоим в часовне, именуемой могилой аланского царя. Часовня состоит из двух комнат, в каждой - по могиле. Над одной из могил надгробный камень с нетрадиционным для Армении оформлением, но с армянской надписью (вот бы кто-нибудь перевёл эту надпись с грабара!) На камне изображён всадник. Скорее всего, здесь и покоится некий аланский царь, который, возможно, тоже уверовал во Христа и был убит на армянской земле. Второе надгробие отличается скромностью в оформлении.

Вокруг часовни разбросаны хачкары с очень интересными вариациями креста. Покидаем места с сожалением, потому что нам остаётся лишь строить догадки, не имея никаких точных сведений. В общем, тайну этой часовни необходимо разгадать, а в этом могут помочь те, кто владеет грабаром. …Впереди село-призрак Аржис, покинутое населением в середине прошлого века. Некоторые дома уже ушли под землю, но сохранились сады, которые до сих пор плодоносят на радость путникам. Вот и мы всю дорогу питались яблоками, сливами, ежевикой и шиповником. Старые узловатые корни деревьев оголились и превратились в ступени. В селе сохранилась в хорошем состоянии церковь, вокруг которой расположено кладбище. Вдруг тишина этого покинутого поселения взрывается детскими криками – это ребята из нового Аржиса спускаются в ущелье, чтобы прогуляться среди руин в поисках приключений. Мы поднимаемся на другую сторону ущелья и выходим в новый Аржис. Стоя на краю ущелья и смотря на проделанный путь, думаешь лишь о том, что когда-то для людей это было обычным делом… Ущелье покрывается вечерней мглой. На следующий день я почувствую себя самой настоящей первобытной женщиной, переходя из пещеры в пещеру в многоэтажном пещерном Горисе. Но это другая история…