АРМЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ - Пешком по Армении: Татев, ущелье реки Воротан, могила аланского царя…

Пешком по Армении: Татев, ущелье реки Воротан, могила аланского царя…

Пешком по Армении: Татев, ущелье реки Воротан, могила аланского царя…
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Таинственный Зангезур… Здесь слышен звон веков, из которых можно создать многотомник края. Ступать по этой земле – соприкасаться с вечностью. Может, именно поэтому сюда сейчас тянутся потоки туристов с разных концов света. Кто-то для того, чтобы увидеть Татевский монастырь и получить благословение отца Микаэла, кто-то для того, чтобы пройтись через ряд покинутых деревень-призраков, кто-то для того, чтобы раскрыть другие тайны Армении… Наш же путь сегодня пролегает от Татевского монастыря в ущелье реки Воротан, через средневековый мост, часовни, караван-сарай и покинутую деревню Аржис. Весь путь - 20 км. Конечная точка – новое поселение Аржис. Итак, вперёд…

Начинаем путь с ароматного горного чая с мёдом, которым нас угощают радушные Лариса и Гаго. Их кафешка рядом с канатной дорогой, а чуть дальше домик, в котором по смехотворной цене может обрести приют и пропитание любой путник. Мимо проходят толпы туристов, проезжают велосипедисты, местные жители – на лошадях и осликах.

Я внимательно слежу за интересной парой – ссутулившаяся старушка с котомкой за спи- ной и молодой бравый европеец с рюкзаком: они о чём-то беседуют, правда, мне не слышно, на каком языке, направляясь к монастырю. В Татеве звенят колокола. Пчёлка вместе с нами наслаждается плодами своего труда, увязая в меду. Гармония мира. Именно так можно охарактеризовать это благо- словенное место. Впереди у нас путь дли- ною в световой день. Поход по указанному маршруту рассчитан на любителей пешего туризма. Крутой спуск, затем таинственная, полная шорохов, дорога через разнолесье и сосновый бор. Первая остановка – у родника пастуха Мурада рядом с гротом. Здесь стоят каменные скамейки и стол, а в нише скалы – лежат кофейные и чайные чашки. У родника с потрясающе вкусной водой – медная кружка на верёвке. Путник, присядь, испей водицы и помяни почившего пастуха Мурада добрым словом.

Впереди нас ждёт высокий крепкий средневековый мост над рекой Воротан. Проходя по нему, чувствуешь такую уверенность, будто бы ты строил его собственными руками и знаешь, что ни один камень в этом массив- ном сооружении не подведёт. А ведь прошло более десяти веков, но мост до сих пор служит человечеству. Как же приятно окунуть ноги в прохладный, будто бы отбивающий на камнях свою мелодию, Воротан. В случае хорошей погоды можно и искупаться и почувствовать гидромассаж на лоне природы. Проходим заброшенное село Крдерь, впереди безымянная часовня и караван-сарай, время постройки которых пока не определено, по- скольку место это труднодоступное, а посему не изученное. В часовне на лето обосновались пастухи. Недалеко виднеется другая часовня, вызывающая гораздо больший интерес.

Называют её местные жители – могилой аланского царя. И, казалось бы, причем здесь аланы - кочевые ираноязычные племена скифо-сарматского происхождения, которые, впрочем, в I - III вв. н. э. занимали главенствующее положение среди сарматов Приазовья и Предкавказья, откуда совершали набеги на Крым, Закавказье, Малую Азию и Мидию? Первое упоминание о военных столкновениях армян и алан встречается у историка Мовсеса Хоренаци и относится ко второй половине I в. н. э. Армянский царь Арташес вступает в династический брак с аланской царевной Сатеник, чтобы породниться с аланами и обезопасить свою страну от разрушительных походов алан. В 316 г. аланы снова вторгаются в Армению, и царь Трдат III женится на аланской царевне Ашхен. Как повествует историк Фавстос Бузанд, политические столкновения алан с армянами имеют место и при царе Хосрове II (332-338). И после всего этого какой-то аланский царь покоится в армянской часовне?! Удивительно, да? Но тут обратимся к другой истории – к памятнику армянской агиографии V в. - Писанию «Мученичество святых Сукиасянцев», которое связано с периодом знаменитой армянской царицы Сатеник – дочерью аланского царя, выданной замуж за царя Великой Армении Трдата I. Святой Сукиас и его ученики аланского происхождения пришли в Армению проповедовать христианство.

Вот как начинается Писание: «Мученики, прибывшие из Аланского царства в Армению с царицей Сатеник,восприняли Учение от святых мужей-учеников святого Апостола Фаддея, уединившись у истоков реки Евфрат». Предание гласит, что ученики Апостола Фадея греки Воскяны, проповедовавшие учение в Армении, были преданы мечу сыновьями царя. ученики их - уверовавшие в Христа аланы, приняв крещение, удалились на гору Сукав, названную так в честь их предводителя -военачальника Баракатры (в крещении Сукиас), особо приближённого к Аланскому царскому двору. В это время аланский царь получает послание из Армении, в котором рассказывается о том, что «...из войск его царских в Армении поселились мужи смелые и добродетельные не пожелавшие поклоняться богам царей» и проповедуют новое, чуждое для его страны учение. И тогда аланский царь посылает своё войско в Армению и призыва- ет Сукиаса отречься от Христа. В случае отказа выход один: перебить всех сукиасянцев. Так и случилось: прибывшие аланские воины по приказу своего царя перебили своих же соплеменников за вероотступничество. «По природе своей мы люди, и с Аланского двора, - цитируют древние источники речь Сукиаса перед смертью. - Бежали мы от нечестия и безбожия царей. По провидению свыше так сохраняем своё существование в надежде на вечную жизнь, обещанную нам Господом и Богом нашим». Сукиас был вторым сановником Аланского государства, сидевшим на втором месте после царя. Прежде его звали Баракатрой, но с тех пор как он пришёл к разумению Бога, стал называться Сукиасом - обретшим мирную жизнь. И всё это происходило до принятия христианства Аланией. Крещение Алании ещё впереди, и это была первая встреча алан с учением Христа, ради которого они не раздумывая отдали свои жизни во имя утверждения веры христианской наземле древней Армении. За это они удостоились права обрести жизнь вечную и пребывать рядом с Богом. Армянская церковь и народ Армении чтят память святого Сукиаса и его учеников – безымянных сынов земли Аланской над Аменией просиявших... …И вот, мы стоим в часовне, именуемой могилой аланского царя. Часовня состоит из двух комнат, в каждой - по могиле. Над одной из могил надгробный камень с нетрадиционным для Армении оформлением, но с армянской надписью (вот бы кто-нибудь перевёл эту надпись с грабара!) На камне изображён всадник. Скорее всего, здесь и покоится некий аланский царь, который, возможно, тоже уверовал во Христа и был убит на армянской земле. Второе надгробие отличается скромностью в оформлении.

Вокруг часовни разбросаны хачкары с очень интересными вариациями креста. Покидаем места с сожалением, потому что нам остаётся лишь строить догадки, не имея никаких точных сведений. В общем, тайну этой часовни необходимо разгадать, а в этом могут помочь те, кто владеет грабаром. …Впереди село-призрак Аржис, покинутое населением в середине прошлого века. Некоторые дома уже ушли под землю, но сохранились сады, которые до сих пор плодоносят на радость путникам. Вот и мы всю дорогу питались яблоками, сливами, ежевикой и шиповником. Старые узловатые корни деревьев оголились и превратились в ступени. В селе сохранилась в хорошем состоянии церковь, вокруг которой расположено кладбище. Вдруг тишина этого покинутого поселения взрывается детскими криками – это ребята из нового Аржиса спускаются в ущелье, чтобы прогуляться среди руин в поисках приключений. Мы поднимаемся на другую сторону ущелья и выходим в новый Аржис. Стоя на краю ущелья и смотря на проделанный путь, думаешь лишь о том, что когда-то для людей это было обычным делом… Ущелье покрывается вечерней мглой. На следующий день я почувствую себя самой настоящей первобытной женщиной, переходя из пещеры в пещеру в многоэтажном пещерном Горисе. Но это другая история…

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS