Остров Ахтамар: Земля армянской славы

Остров Ахтамар: Земля армянской славы

Остров Ахтамар: Земля армянской славы

Древняя армянская земля – остров Ахтамар на озере Ван (ныне на территории Турции)… В X - XI веках здесь располагалась резиденция армянских царей династии Арцрунидов. На острове сохранился уникальный памятник армянского средневекового зодчества — церковь Святого креста (915—921, зодчий Мануэл), украшенная фресками и богатейшей резьбой по камню, а также руи-ны порта (X в.). Прислушайтесь, здесь все – и ветер, и волны – будто бы шепчет: «А-а-ах! Та-а-а-мар!»

Побывав на вершине Арарата и спустившись в Догубаязит (Баязет), мы, недолго думая, направились к озеру Ван, чтобы смочить свои натруженные ноги. Честно скажу, нет лучше моря для армян, чем озеро Ван, которое больше Севана в два с половиной раза. Здесь, видимо, жива легенда о Ванском чудовище, поэтому тех, кто отваживается зайти в воду, слишком мало. Побережная зона аккуратно прибрана, вдоль береговой линии чайные, небольшие гостиницы и удобные места для кемпинга, оборудованные душевыми, туалетами и раздевалками. Платишь примерно две тысячи драмов и разбиваешь себе палатку на ухоженной территории и пользуешься всеми благами. Питание в кафе значительно дешевле, чем в Ереване. Тарех – рыба, которая водится только в Ване, впрочем, кроме этой живности, там ничего не водится, – очень скромна в размерах. Сейчас в Армении меня спрашивают, ну как на вкус эта рыба. Сразу скажу, поев однажды, вы точно бу-дете знать, что такой вкус только у тареха. В первый же день мы отправились на остров Ахтамар. В церкви Святого Креста, на которой всё-таки, слава Богу, установили крест, петь армянские песни нельзя, потому что это «раздражает другие национальности». Но охрана терпима. Храм примечателен многочисленными фресками и барельефами, изображающими сцены из Старого и Нового Завета. С 1113 года здесь располагалась резиденция Ахтамарского Католикосата Армянской церкви. В конце XVIII века после длительных споров между двумя Католикосатами касательно разграничении юрисдикции, было признано главенство Эчмиадзина. В конце XIX столетия Ахтамарский Католикосат имел 2 епархии с 302 церквями и 58 монастырями.

В 1895 году епархии перешли в юрис¬дикцию константинопольского патриархата Армянской церкви. Монастырь опустел после трагических событий в истории армян – Геноцида 1915 года. Осмотрев внутреннее убранство, алтарь, натыкаюсь взглядом на высеченную на стене надпись «Кязим». Казалось бы, ну, что тут такого, какое-то турецкое имя. Но не для армян. В 1920 году Кязим Карабекир-паша руководил военными действиями против Армении, а потом был заключен Карский договор 1921 года на кон¬ференции в Карсе, созванной во исполнение Московского договора между РСФСР и Турцией, заключённого несколькими месяцами раньше. «Благодаря» Карскому договору Армения лишилась нескольких городов и своего символа – горы Арарат, которая осталась на территории Турции. Находясь в Храме Святого Креста одновременно испытываешь и восторг, и отчаяние, осознавая величие и упадок некогда Великой Армянской империи. Затёртые лики святых плачут пустыми глазницами. Ржавые гвозди в стенах расплываются терракотой. Около церкви прогуливаются жених и неве¬ста вместе со свадебной процессией. Направляемся к ним, чтобы узнать, кто они по нацио-нальности. Оказывается, курды. Как у жениха вытянулось лицо, когда его спросили, не армянин ли он. Будто бы его застали врасплох, раскрыв какую-то тайну, которую он прятал глубоко в корнях. Оказывается, место выбрано для фотосессии исключительно из тех соображений, что здесь красиво, а ещё потому, что с этим местом связана красивая легенда о большой любви. Давным-давно была у царя Арташеса красавица-дочь по имени Тамар. И стал царь опасаться, что кто-нибудь придет за красавицей с войной или злобный вишап похитит девушку прежде, чем он решит, кому отдать дочь в жены. И начал присматривать для нее достойного жениха, но сердце девушки уже было несвободным – она любила бедного парня Азата, у которого кроме красоты, силы и отваги ничего не было. Царственный отец, конечно, воспротивился этому, и воды Вана разделили влюблённых. Но Тамар нашла выход: каждую ночь на берегу она разводила костёр и ждала возлюбленного, для которого пламя служило ориентиром в чёрных водах. Однажды слуги царя увидели влюблённых, рассказали Арташесу. Пламя костра погасло в ночи. Бедный юноша, который в это время плыл к Тамар, потерял ориентир и утонул. «Ах, Тамар», - были его последние слова, которые прорезали темноту ночи. Отсюда и пошло название …По острову прыгают кролики, на берегу продают гипсовые статуэтки ванских кошек. Магнитики с изображением этой красавицы стоят половину стоимости тареха. Мы же отправились купаться. Вода, прозрачная даже на глубине, тёплая, ласковая, настолько солёная, что кажется, что в ней невозможно утонуть. Удиви¬тельно, но никто не купается. К нам же ванское чудовище благосклонно.

На берегу очень много осколков от посуды. На двух квадратных метрах собрали черепков на половину кувшина. …Часть ребят расположилась на ночлежку прямо на берегу озера под звёздным небом, чтобы спать под ласковый шёпот воды, остальные – в палатках. Те, кто спал на берегу, едва проснувшись, бросились в воду. Один из наших друзей – Эдгар – постоянно нырял с трубкой и что-то искал. Когда я проплывала мимо него, он выскочил из воды и закричал: «Нашёл! Я его, наконец-то, нашёл!» В его пальцах сверкнуло золотое кольцо. Мы тут же переписали историю любви Тамар. Мол, плыл несчастный юноша к Тамар, плыл, плыл, силы уже на исходе, огонь меркнет, парень в негодовании выбрасывает кольцо в воду и восклицает: «Ну какого перца мне нужно грести до этого острова?! Что, я себе на берегу не смогу найти девушку?!» …Провести лишь сутки на берегу Вана – это слишком мало. Сюда нужно ехать на недельку как минимум. Конечно, каменистый пляж, но не хуже, чем в Батуми. Зато тёплая вода, штиль, отсутствие медуз, продавцов «кукуруз-мукуруз», чистый пляж… Ну, и в конце концов прикосновение к корням. Хотя для большинства армян это слишком болезненно. Некоторые мои друзья говорят, что не едут в Западную Армению, потому что боятся своей реакции…