Загадки и красоты Ширака…

Загадки и красоты Ширака…

Загадки и красоты Ширака…

По преданию, название древней армянской провинции Ширак возникло от имени Шара, одного из внуков легендарного праотца армян Айка. Так как Шара обладал отличным аппетитом и имел много детей, ему дали этот благодатный край, чтобы он мог насытиться сам и прокормить свое многочисленное потомство. В старину прожорливых предупреждали: «Видать, у тебя чрево, как у Шара, но наши амбары не равны ширакским».

Издавна Ширак был житницей Армении, и сейчас одну десятую часть страны, точно как сама современная республика – одну десятую исторической Великой Армении. Ширакский марз (область) охватывает северо-запад страны и граничит сразу с двумя соседями Армении – Грузией и Турцией. Здесь, на границе между областями Ширака и Лори в 33 км от культурной столицы, города Гюмри, находится самый высокий водопад в Армении – 23-метровый красавец Трчкан. Говорят, название водопада, что на армянском языке означает «прыгающий», связано с «сумасшедшими приключениями» реки Чичкхан, которая течет в широком ущелье. По рассказам местных жителей, река Чичкхан богата форелью, плывущей вверх по течению реки во время нереста. Однажды сельчане заметили рыбу, плывущую вверх по течению реки и выпрыгивающую над водопадом более чем на 20 метров. После этого случая красивый водопад назвали Трчкан. Это не только самый высокий водопад в Армении, но и самый многоводный, поэтому его часто называют «армянской Ниагарой».

Но не только водопадами, благодатными землями, обширными горными пастбищами, бархатной зеленью роскошных альпийских лугов богат этот марз. «Армянская Сибирь», как порой именуют Ширак сами армяне за довольно суровый климат, морозами, доходящими до –40о, и прохладное лето со средней температурой 17о, известна своими уникальными достопримечательностями, памятниками старины, красивейшими монастырскими комплексами. Об одном из этих ширакских чудес мы поведем на этот раз. Итак, Арич!

Памятники монастыря Аричаванк расположились на скалистом мысу у подножия западного склона самой высокой горы в современной Армении – четырехглавого Арагаца. Здесь же, в селении Аричаванк, известном еще со II века до н. э., сохранились руины древнейших укреплений. На сельском кладбище остались руины небольшой базилики V века и интересные надгробия V–VII веков с орнаментированными стелами. Монастырь этот, как полагают исследователи, был основан не позднее VII века, когда здесь возвели церковь Сурб Григор (Св. Григор). Новый виток в истории монастыря пришелся на самое начало XIII века.
Аричаванк отошел братьям Иванэ и Закарэ Закарянам, которые в 1201 году начали масштабную постройку церкви Сурб Аствацацин (Св. Богородицы). Притвор, построенный в 1224 году стараниями князя Ваграма Хечупа, был поставлен зодчим так, чтобы объединить две церкви. Стены монастыря, возведенные в XII–XIII веках, в большинстве своем до нас не дошли, так как были заменены во второй половине XIX века новыми.

В это же время Аричаванк был превращен в летнюю резиденцию католикосов. Территорию монастыря несколько расширили, обнесли стеною с башнями, возвели новые помещения школы и общежития для ее слушателей, монашеские кельи, трапезную, гостиницу, новые покои католикоса. Двор озеленили, и монастырь в своем плане приобрел известную регулярность и упорядоченность.
Церковь Сурб Григор представляет собой крестово-купольную композицию с пятигранными снаружи и полукруглыми изнутри апсидными крыльями креста. Центральная часть ее перекрыта большим двенадцатигранным куполом, придающим интерьеру церкви величественность. Гладкие внешние поверхности стен подчеркивают строгость ее объемов. Приделы в юго-восточном и юго-западном углах здания были пристроены позднее, в X и XIII веках. Во время расширения монастыря в XIX веке к церкви пристроили колокольню со звонницей и заменили форму кровли купола на шарообразную.

Главный храм монастыря – церковь Сурб Аствацацин – возведена в соответствии с распространенны на рубеже XII–XIII веков типом внешне прямоугольных, внутри крестово-купольных сооружения с двухэтажными приделами по всем четырем углам. Интерьер церкви характерен своим аскетическим убранством.
Лишь пучки высоких колонн, оформляющих углы средокрестия, подчеркивают стройные пропорции интерьера, да резной орнамент из стилизованных стеблей и листьев украшает переднюю часть алтарного возвышения.
Богаче украшены фасады церкви. Верхние их части покрыты профилированными тягами, создающими своеобразный геометрический декор. На восточном фасаде в эту композицию декора включена ктиторская группа князей. Фасады во множестве украшены розетками, рельефами сирина с коронованной женской головкой, солнечными часами, рельефами голубей. К редким явлениям в армянской эпиграфике относится рельефная стилизованная надпись на карнизе левой части восточного фасада, гласящая: «Господи, помилуй потрудившихся. Аминь».

На юго-запад от монастыря, сразу за его оградой, на скале, отколовшейся от монолита во время одного из землетрясений, уцелела и твердо стоит миниатюрная поминальная часовенка X века. Подъем на скалу и осмотр ее почти невозможен без специального снаряжения, однако побывавшие там упоминают о древнем надгробии священнослужителя, быть может, монаха, сохранившемся на этой теперь уже обособленной скале.

Надо сказать, над созданием многочисленных архитектурных сооружений Армении на протяжении веков трудились многие поколения талантливых зодчих. Их творческие замыслы не вышли бы за пределы отвлеченных исканий, если бы рядом с ними не работали искусные мастера и рабочие каменщики, наделенные завидным дарованием ваятеля, не отстававшие от зодчих в совершенствовании своей благородной профессии.
Изучение древних памятников говорит нам о том, что техника в каменном зодчестве Армении была доведена до совершенства и являлась достойной соперницей других школ и наук на этой древней земле.

 
Фотографии Акопа Каранфиляна