АРМЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ - Заповедный Гошаванк

Заповедный Гошаванк

Заповедный Гошаванк

На северо-востоке Армении, вблизи хребтов Малого Кавказа расположился Гугарк, или Гугаркский ашхар (провинция, букв. «мир»). Притоки реки Куры, прорезав горные хребты, проложили несколько проходов с севера в этот горный край. Один из них – Дебедское ущелье, по которому железнодорожная линия связывает Армению с соседней Грузией. А со стороны озера Севан, за Севанским перевалом высотой 2122 м, открываются просторы бассейна реки Агстев. Здесь находится много красивейших монастырей, один из них – Нор-Гетик: ансамбль сооружений монастыря расположен в верхнем течении реки.

Леса здесь густо покрывают склоны и мягкие округлые вершины гор. Река Агстев течет в извилистом, местами расширяющемся русле. Здесь никогда не бывает духоты – летние и осенние бризы освежают воздух, умеряя жару.
Нор Гетик был возведен на месте разрушенного землетрясением 1188 года древнего монастыря Гетик, оттого и получил дополнение к названию Нор (новый). Основы церкви монастыря принадлежат к распространенному крестово-купольному типу с четырьмя приделами в углах. Также традиционны небольшие сводчатые часовни с полукруглыми алтарными апсидами на их восточных сторонах. В монастырский комплекс входят: церковь Сурб Аствацацин (1196 г.), церковь Сурб Григор Лусаворич (1241 г.) притвор (1203 г.), книгохранилище с колокольней (1291 г.), здание школы (XIII в.), галерея (XIII в.), часовня (XIII в.).

Большой интерес представляет церковь Сурб Григор Лусаворич (Святой Григорий Просветитель) – небольшое сводчатое сооружение, повторяющее тип однонефных базилик Армении V века. Ее интерьер отличается нарядным декором, алтарная апсида оплетена гирляндами изящного растительного, чередующегося с геометрическим, орнамента. Колонны по сторонам апсиды и у свода украшены витыми каннелюрами, орнаментированы и проемы дверей, ведущих в алтарные приделы. Внешнее убранство церкви не менее богато. Тимпан стрельчатой арки западного входа заполнен тончайшим узором, образующим розетки. Аналогичным узором покрыт прямоугольный пояс, обрамляющий портал. Резьба создает впечатление кружевной ткани. Восточный и западный фасады церкви украшены изящной аркатурой. Все убранство свидетельствует о мастерстве армянских зодчих и строителей.

Монастырское книгохранилище с колокольней примыкает к обширному зданию школы, дошедшему до нас, увы, в руинах. Исторические упоминания дают основания предполагать, что здесь не только занимались воспитанники, но и составлялись и переписывались рукописи.

В Нор Гетике сохранились также оригинальные образцы хачкаров (крест-камней). Особенно выделяются работы резчика Погоса. Лучший хачкар – 1291 года, а имя мастера можно прочесть в нижней звезде левой стороны камня. На фоне четкого геометрического узора, покрывающего хачкар, выделяются основные элементы композиции – крест на щитообразной розетке и восьмиконечные звезды в углах. Узоры, высеченные на камне, как будто вышиты на нем. Уникальная техника исполнения столь сложной композиции просто поражает.

В строительстве монастыря принимал участие Мхитар Гош – политический деятель и выдающийся ученый средневековой Армении, автор первого Судебника, писатель и автор многочисленных притч и басен. В его честь монастырь называется также и Гошаванком. Здесь Гошем была основана школа, воспитанник которой Киракос Гандзакеци написал «Историю Армении».

Местный фольклор, как и везде в мире, не обходит своим вниманием выдающихся личностей. Так, о Мхитаре Гоше рассказывают такое предание. Однажды ему во сне явился бог, сказавший: «Слушай внимательно, Мхитар, семь лет подряд будут плодородными, запасись хлебом, потому что в следующие семь лет будет засуха». Послушавшись бога, Мхитар на средства монастыря выстроил амбары и наполнил их зерном. Когда случилась засуха, и хлеба стало недоставать, он изготовил круглую миску «гуш» и ею стал отмерять людям хлеб. За это Мхитар был прозван людьми «Гушем», а после смерти его и место это назвали Гуш, или Гош. Разрушенный склеп Мхитара Гоша находится на территории монастыря.
В 1957–1966 годах уникальные памятники средневековой архитектуры Гошаванка были частично реставрированы по чертежам Г. Гаспаряна и Ю. Таманяна. В 1972 году здесь был создан историко-архитектурный музей. До сегодняшнего дня сохранились многие рукописи, написанные в Гошаванке. Пять лет назад перед входом в церковь Сурб Григор Лусаворич был открыт памятник гениальному мыслителю, церковному деятелю законодателю и баснописцу средневековья Мхитару Гошу.

Сегодня Гошаванк считается заповедной территорией и одним из любимых мест посещения как для жителей Армении, так и для туристов.

 

Фотографии Степана Егиазаряна

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS