На фестиваль шашлыка c Ниной Балаян

На фестиваль шашлыка c Ниной Балаян

На фестиваль шашлыка c Ниной Балаян

Добрый день, дорогие гости, с вами снова Нина Балаян!

Сегодня нас ждет увлекательное путешествие по историческим местам на северо-западе Армении. В конце путешествия мы доедем до города Ахтала: в августе именно здесь проводится ставший уже традиционным фестиваль шашлыка, во время которого город посещает огромное количество туристов из разных стран. В этом году X международный фестиваль шашлыка, организуемый общественной организацией «Развитие и сохранение армянской кулинарии», будет проведен в Ахтале 18-19 августа. Более того, с этого года организация объявила предпоследнюю субботу августа Международный днем шашлыка. Итак, вперед – по дороге мы увидим много интересного, а в конце попробуем вкуснейший армянский шашлык.

Мы выезжаем из Еревана и движемся на север по восточной дoроге. Проезжаем жилые кварталы, построенные в основном во второй половине XX века. На выезде из столицы по левую сторону хочу обратить ваше внимание на жилой комплекс «Ваагни». Строительство началось в конце 90-х по инициативе американского предпринимателя Ваагна Овнаняна. Идея застрoйки заключалась в том, чтобы создать условия для армян со всего мира переехать на историческую родину, участвовать в жизни молодой республики. Примером тому послужил сам Овнанян, который переехал жить на родину. Квартал имеет 8 участков с искусственным прудом, клубом «Арарат Вэлли», бассейном, полем для гольфа, теннисным кортом и футбольным полем.
По правую сторону находится больница Красного Креста, а немного дальше размещается территория бывшей киностудии «Арменфильм». Сегодня много говорится о необходимости ее возрождения, и хочется верить, что в ближайшем будущем так и произойдет. Киностудия была основана в 1923 году, и начиная с этого времени здесь были сняты фильмы, которые вошли в золотой фонд армянского кино: «Намус», «Пепо», «Севанские рыбаки», «Песня первой любви», где звучит бессмертная музыка Бабаджаняна и Сарьяна, и многие другие уникальные киноленты. Традиции армянского кинематографа продолжили Довлатян, Кеосаян и другие. Особенно хочется вспомнить об армянской мультипликации и, конечно же, о великом Роберте Саакянце.

Далее мы подъезжаем к городу Аштараку. Это одно из древних поселений, которое впервые упоминается в бронзовом веке. По мнению историков, название Аштарак –измененное имя ассирийской богини Иштар, храм которой находился в IX веке до н.э. на месте города. В Аштараке сохранилось множество исторических памятников – церковь Циранавор (V век), построенная на месте еще одного языческого храма, посвященного божеству Аждааку. С именем этого храма, по другой версии, также связано название города. Недалеко от церкви сохранились урартские вишапакары (в переводе с армянского – «камни-драконы»). Церковь Кармравор (VII век) находится близ старого кладбища. В самой церкви сохранилась великолепная роспись. На территории кладбища похоронен великий поэт XX века, уроженец Аштарака Геворг Эмин.

Недалеко от Кармравора расположен дом-музей еще одного писателя – Перча Прошяна, который творил в XIX веке. Аштарак находится в верхней части Касахского ущелья. Если мы спустимся на берег реки Касах через старый город, то увидим не только его замечательные строения, но и мосты, сооруженные в XII–XIII веках. Старые постройки довольно хорошо сохранились, а сейчас разрабатывается программа по реконструкции старого города и мостов. Аштарак был городом, через который в царское время проходила дорога из Эривани в Тбилиси, и не случайно в XIX веке здесь были построены не только постоялые дома, но и баня, называемая в те времена русской. Развалины бани сохранились по сей день в одном из кварталов – Бердатахе.

Мы продолжаем наш путь на север, проезжаем город Апаран, деревни Кучак, Нигаван, далее деревни Рйатаза и Алагяз, где в основном проживают езиды. Это народность группы курдов, в Армении проживает около 65 тысяч езидов. В основном они занимаются животноводством. В деревне Алагяз сохранилось старое езидское кладбище.
Продолжаем наш путь и проезжаем город Спитак. Название города стало известно всему миру в 1988 году, когда в Армении произошло страшное землетрясение, эпицентр которого оказался недалеко от Спитака. Город был полностью разрушен, дома, которые вы видите сейчас, были построены после землетрясения. Город находится в Лорийской области Армении. Область полностью была в зоне землетрясения, и кроме Спитака пострадали многие другие города и деревни.
Далее через живописный Памбакский горный хребет мы проезжаем в сторону города Степанаван. Наш путь проходит через Степанаванский тоннель, построенный в 1971 году, он имеет протяженность 1,8 км. Во время землетрясения тоннель был поврежден и заново сдан в эксплуатацию лишь в 2000 году.
Через город Степанаван в старину проходили караванные пути, были построены постоялые дома, называвшиеся иджеванатунами. После вхождения в состав России в городе построили крепость, где размещался русский гарнизон. По непроверенным данным, некоторое время тут служил Денис Давыдов. На месте современного дома культуры находилась русская православная церковь, где венчался сын Раевского, а на русском кладбище есть могилы казаков. Уже в советское время город был назван Степанаваном в честь революционера Степана Шаумяна, который начинал свою революционную деятельность именно в этом городе.

В окрестностях города расположен Степанаванский дендропарк. Это первый ботанический сад в Армении, он занимает территорию 35 га, был основан в 1933 году польским биологом Леоновичем. Талантливый ученый всю жизнь проработал здесь, и не случайно его похоронили именно на территории парка.
На выезде из Степанавана расположен еще один исторический памятник – средневековая крепость Лори берд. Крепость была основана в X–XI веках. На данный момент сохранились лишь руины некоторых построек.

Армения – страна с очень богатой историей, и, конечно, сложно в одном туре подробно рассказать обо всем, и тем интереснее, что остается много памятников, которые еще стоит увидеть. Мы же с вами продолжаем путешествие на север по одной из самых живописных дорог Армении. Природа здесь опьяняет своей красотой, и это воспето в произведениях великого армянского поэта Ованеса Туманяна, который родом из этих мест.
Следующий памятник, который мы посетим, – Одзунский монастырь. Это один из древнейших армянских храмов и, несомненно, самый древний на севере нынешней Армении.

Сам Одзунский монастырь был основан в VI веке, а церковь Св. Марии возвели несколько позже – в начале XIII века на месте более старого храма. Храм построен из фельзита, и только небольшая часть – из базальта. Построил собор армянский католикос Ованес Одзнеци, прозванный за блестящее образование и широту интересов имастасером (философом). Храм возвели на месте старой церкви, ее фрагменты были включены в новое здание, но, судя по всему, их число незначительно. Поэтому, скорее всего, более ранняя датировка собора не совсем точна. Один из уникальных памятников, сохранившийся на территории храма, – это памятник-надгробие предположительно VI века из шлифованного камня, на котором установлена прямоугольная стела с высеченными на ней Евангельскими сюжетами. На территории сохранились также камни-вишапы (драконы), которые датируются дохристианским периодом. С ними связано множество легенд. В старые времена в этих отдаленных местах было неспокойно, здесь зверствовали ужасные змеивишапы.
О борьбе святого Ованеса с вишапами упоминает Киракос Гандзакеци: «И случилось однажды, когда святой [Ованес] молился, огромные вишапы напали на место, где была обитель благочестивого. И служка, увидев их, пришел в ужас, закричал, зовя святого на помощь. Святой перекрестил их, они тотчас же окаменели и так и остаются по сей день. Из пупка вишапа забила вода, которая служит лекарством для всех ужаленных змеей, кои с верою уповают на молитвы святого [Ованеса]. И, пропатриаршествовав одиннадцать лет, прожив целомудренную жизнь, почил он во Христе».
Своей резиденцией католикос Ованес Одзнеци выбрал родной Одзун, развернув здесь обширное строительство. В центре села установлен памятник католикосу. Одзунский монастырь был отреставрирован в 2014 году специалистами Миланского института.
Мы с вами преодолеваем крутые повороты и, покидая Одзун, прибываем в город Алаверди. Поселение здесь известно еще с III–II веков до н. э. Начиная с XIII века здесь начали добывать медь. На сегодня это один из развитых промышленных городов, который находится недалеко от границы с Грузией. Сегодня здесь добывается карбид, серная кислота, работает медно-молибденовый комбинат. 

Проехав через город и преодолев еще один небольшой горный серпантин, мы доезжаем до поселка Санаин, который, по сути, является частью Алаверди. Санаин с городом соединяет канатная дорога. В средние века Санаин был одним из главных просветительских центров Северной Армении. Монастырь Санаин – памятник архитектуры, входящий в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Монастырь основан в 930-е годы (точная дата не установлена). Известно, что в X–XI веках число монахов здесь достигало нескольких сот человек. Предполагают, что это были армянские священнослужители, изгнанные из Византии императором. В этот период Санаин приобрел значение просветительского центра Армении, школа при его монастыре была преобразована в Академию, известную в истории Армении как Академия Григора Магистроса Пахлавуни. Большое внимание в ней уделялось изучению гуманитарных наук, здесь преподавали выдающиеся ученые и просветители Средневековья – Теодорос, Вардан, Анания и другие, прозванные Санаинскими.

Монастырь занимает небольшую территорию, около 2 га, в центральной части вокруг главного храма Санаина – Сурб Аствацацин – построены церковь Аменапркич и часовня Сурб Григор (X в.), здание академии (XI в.), книгохранилище (1063 г.), здание галереи (конец X в.), притвор (1181 г.) и колокольня (XIII в.).
Сурб Аствацацин – древнейшее из сооружений монастыря. Здание, сложенное из базальта, представляет собой крестово-купольный храм с четырьмя приделами по всем сторонам. Уцелевшие фрагменты штукатурки со следами росписи говорят о том, что интерьер церкви был украшен стенописями. С течением веков церковь неоднократно ремонтировалась и частично перестраивалась. Так, в 1652 году был надстроен купол.

Церковь Аменапркич – самый крупный из всех памятников Санаина. В X веке она служила кафедральным собором Лорийского царства. Это сооружение относится к тому же крестово-купольному типу, что и Сурб Аствацацин. Достопримечательность этой церкви – находящаяся в верхней части восточного фасада скульптурная группа, барельеф с изображением царей Кюрике и Смбата, держащих в руках модель храма. Турки-сельджуки в 1064 году, а затем персы в 1104-м разграбили собор вместе и другие храмы Санаина. В 1139 году произошло землетрясение, которое значительно повредило весь ансамбль памятника. Последующие реставрации были лишь в XIII–XIX веках. Между соборами находится здание Академии.
Книгохранилище Санаина – крупнейшее средневековое книгохранилище Армении. Возведено оно было на средства и по повелению царевны Грануш. В нем сохранялись не только манускрипты, но и всевозможная ценная монастырская утварь.

Последним монументальным сооружением монастыря является колокольня. В отличие от деревянных вышек, часто служивших в средневековой Армении колокольнями, она представляет собой квадратную в плане трехэтажную башню. Три этажа использовались следующим образом. Первый, в настоящее время основательно перестроенный, служил монастырским складом. Второй использовался как молельня при монашеских бдениях. В светлом помещении третьего этажа работали переписчики рукописей.
Рядом с основным комплексом находится усыпальница семейства Захаридов. За пределами монастыря сохранилась церковь Сурб Арутюн XIII века.
Надо отметить, что в селе Санаин родились братья Анастас и Артем Микояны. Сегодня здесь находится дом-музей братьев Микоянов, который очень рекомендую посетить.
По другую сторону Алаверди есть еще один памятник. В одноименной деревне на возвышении построен монастырский комплекс Ахпат, который также включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Согласно легенде, санаинcкий князь пригласил к себе знаменитого мастера для строительства монастыря. Мастер этот пришел в Санаин вместе с сыном. Во время постройки стены между отцом и сыном возник спор. Сын бросил работу и удалился. По дороге другой князь нанял его для строительства своего монастыря. Когда стены, возводимые сыном, поднялись настолько, что их стало видно из Санаина, рабочие сообщили об этом старому мастеру. В выходной день он пришел на стройку к сыну, подошел к недостроенной монастырской стене и долго, изучающе смотрел на нее. Наконец он, толкнув ногой камень в кладке, сказал: «Ах пат!» (добрая стена). Отец и сын помирились. А за монастырем осталось название Ахпат.
Деревня Ахпат в старину называлась Срблис (Сурб Луйс – Святой Свет), потому что солнце вставало из-за соседней горы и омывало светом соседние деревни. После постройки монастыря Ахпат деревню переименовали, а названием Срблис местные жители окрестили соседнюю гору.
Время основания Ахпата точно неизвестно. Начало его развития относится к середине X века. Образование в 979 году Ташир-Дзорагетского царства Кюрикидов и повышенное внимание, уделяемое Ахпату различными правителями Армении и их вассалами, благоприятствовало возведению многочисленных культовых и гражданских сооружений. Здесь изучали гуманитарные науки, медицину, занимались живописью, преимущественно миниатюрной.
В течение трех веков в монастыре были возведены различные церкви и часовни, притворы, усыпальницы, колокольни, здание Академии, книгохранилища, трапезные, галереи, мосты и другие сооружения.

Наиболее значительна церковь Сурб Ншан, начатая Хосровануш, женой Ашота III Багратуни, в 976-м и законченная в 991 году. Скульптурная группа царей Смбата и Кюрике с моделью храма в руках представлена здесь в более высоком рельефе, что приближает ее к законченной объемной скульптуре, вставленной в стенную нишу.
Интерьеры церкви Сурб Ншан имели фресковые росписи, в настоящее время почти утраченные. Алтарная апсида церкви была расписана дважды, последний раз во второй половине XIII века. Весь интерьер когда-то был покрыт фресками, от которых относительно хорошо сохранилось лишь изображение парона Хутлу-буги на южной стене.
Притворы служили местом проведения утренних и вечерних церковных служб, в них стояли не поместившиеся в храме прихожане. Здесь же производились захоронения выдающихся деятелей, священнослужителей и представителей знати. Быть похороненным у входа или внутри храма в Армении испокон веков считалось великой честью: ведь после смерти люди ходят по могилам, и тем самым погребенный продолжает свое служение народу. В силу своего назначения притворы-жаматуны обязательно пристраивались к церквям. Некоторые жаматуны строились как отдельные сооружения. Одно из них, так называемое «здание Амазаспа», построено в 1257 году.
Ахпат – архитектурный ансамбль, где сохранилось множество сооружений. Усыпальница рода Уканянц начала XIII века, колокольня – наиболее ранний пример сооружений подобного назначения, книгохранилище. Возведенное в середине XI века книгохранилище Ахпата первоначально имело деревянное перекрытие. Современное, каменное, построено между 1258 и 1262 годами. Сохранилась также трапезная XIII века. Пройдя по всем помещениям, мы увидим уникальный хачкар Аменапркич (XIII век). Особенностью хачкара является большое количество изображенных фигур. Здесь изображен распятый Христос. Изображение святых на хачкарах встречается очень редко.

С Ахпатом связано имя великого армянского ашуга Саят-Новы, который провел в монастыре последние годы жизни. Не случайно знаменитый фильм Параджанова «Цвет граната», который посвящен Саят-Нове, снимался именно в Ахпате.
Наше путешествие, столь насыщенное своим содержанием, подходит к концу, и последний уникальный памятник, который мы посетим, это монастырь Ахтала. Памятник находится в одноименном городе. История города весьма интересна.

Основанный в X веке как город-крепость, он назывался Пхиндза-ханк (медный рудник). Именно под таким названием город был известен до XIV века. В том же X веке был основан монастырь, который принадлежал Армянской церкви. После того как покровитель церкви князь Иване Захарян перешел в православие, монастырь стал православным, а в XIX веке, в период правления императора Александра I, был передан грекам, живущим в Закавказье. В монастыре сохранились поразительные фрески, датируемые XIII веком. На них изображена Богородица, два ряда фигур святителей, сцены из жизни Богоматери и Христа, Св. Нина Крестительница, Страшный суд... Фрески Ахталы – уникальное совмещение трех культур: армянской, византийской и грузинской. Ежегодно здесь собираются паломники всех трех религиозных направлений.

С городом Ахтала связано имя Микаела Арамянца. Меценат, крупный предприниматель Арамянц в начале XX века построил здесь дом. Сам Арамянц жил в Тбилиси, но после того, как его дочь заболела туберкулезом, построил дом в Ахтале, так как климат здесь был для дочки благоприятен. Дом Арамянца сохранился по сей день и был внесен в число исторических памятников. В этом доме у Арамянца гостили многие представители литературы и культуры, дружившие с хозяином, среди них был и великий певец Шаляпин. Довольно тесно с Арамянцем общались французские предприниматели, которые 125 лет назад активно налаживали экономические связи. Французский капитал вошел в Армению с 1887 года, когда французами было приобретено Ахталинское месторождение серебра и цветных металлов. Была построена первая в Армении мощная гидроэлектростанция и первая железнодорожная узкоколейка.
Весь регион с появлением французов изменился до неузнаваемости. На смену мануфактурному труду пришло промышленное производство. Появились паровозы, электродвигатели, производственные лифты. Повысился культурный уровень коренного населения. Открылась музыкальная школа, работающие в Ахтале иностранные специалисты внесли традиции европейского уклада в местный быт. И сказалось это во всем вплоть до мелочей – в одежде, манерах, времяпровождении.
С приходом советской власти французы покинули Лори, забрав с собой все важные документы, акционерные билеты и карты. Добываемая медь полностью перевозилась во Францию. На этом факте основана история о том, что изготовленная во Франции и подаренная США статуя Свободы была отлита из Ахталинской меди. Есть документы, доказывающие этот факт.  
Ну вот, наконец, мы и прибыли к пункту нашего назначения – месту, где ежегодно проводится фестиваль шашлыка. Это интересное гастрономическое мероприятие, как я сказала ранее, притягивает сюда огромное количество и туристов, и местных жителей. Как сообщил председатель организации «По развитию и сохранению традиций армянской кулинарии» Седрак Мамулян, 18 августа будут соревноваться любительские команды, а 19-го – профессионалы. Что характерно участвовать будут кулинары как из Армении, так и из других стран. Помимо основных трех номинаций: лучший вкус, лучшая идея и лучший вид, будет объявлен также «Абсолютный победитель». И все в сопровождении традиционной песни и танца. В дополнение к музыкально-художественной части вы сможете пройтись по павильонам и попробовать понравившийся вам хоровац (шашлык).

Желаю всем приятного аппетита, и помните, главное тут «рассчитать силы», ибо вам будут предложены разнообразные шашлыки из разного мяса, разного маринада и приготовления и т.д. Сил вам и терпения в нелегком деле знакомства с армянской кухней! (Кстати, в майском выпуске нашего путеводителя мы детально рассказывали о премудростях приготовления армянского шашлыка. Рецепт можно найти здесь.)
После обеда мы можем вернуться снова в Ереван. Но я бы предложила после небольшого привала продолжить путешествие в соседнюю Грузию, познакомиться как с интереснейшими грузинскими памятниками старины, так и с немалым армянским культурным наследием в этой стране. И конечно же, в первую очередь в самом Тбилиси.

Добро пожаловать, Армения и Грузия всегда вам рады и всегда вас ждут!