Некрополь урартского города Тейшебаини - города бога грозы и войны

Некрополь урартского города Тейшебаини - города бога грозы и войны

Некрополь урартского города Тейшебаини - города бога грозы и войны

О некрополе загадочного города Тейшебаини урартского периода нашему журналу рассказал известный археолог, руководитель Центра историко-культурного наследия при Министерстве культуры РА Акоп Симонян.

Обожжённые из-за страшного пожара сырцовые кирпичи окрасили загадочный холм на юго-западной окраине Еревана. Народ так и называл этот холм – Кармир блур (по-армянски – «красный холм»). В 1936 году геолог А.П. Демехин, изучавший базальты реки Раздан на территории холма, наткнулся на чисто обтёсанный базальтовый блок. На нём зияли клинописные знаки. Как выяснилось, это была надпись могучего урартского царя Русы II (685- 640 гг. до Р.Х.) – покорителя древнего Востока. Интерес к этой находке был огромен. В 1939 году совместная экспедиция Государственного Эрмитажа и АН Арм. ССР под руководством тогда ещё молодого, а в дальнейшем прославившегося во всём научном мире академика Бориса Борисовича Пиотровского начала систематические раскопки холма, которые продлились до 1973 года.

Результаты раскопок превзошли все ожидания. Была раскопана охватывающая 4 га цитадель с двухэтажным дворцом наместника урартского царя. На первом этаже находились винные погреба, в которых, как шеренги солдат по прямой линии, несколькими рядами тянулись вкопанные наполовину в землю громадные сосуды – карасы, емкостью от 200-1200 литров. На них были отштампованы клинописные и иероглифические знаки. Общий объём вина из сладкого винограда Араратской долины, хранившийся в этих карасах, превысил полмиллиона литров. В цельной постройке цитадели-дворца находились также покои наместника, аристократии, зажиточных горожан. Здесь возвышался и храм, построенный из прекрасно обработанных базальтовых блоков. Гарнизон стоял у крепостных ворот ‒ среди них были и скифские наёмники. Обычные горожане жили за пределами цитадели, в самом городе. Здесь же было размещено и войско, для которого были построены доброкачественные, с чёткой планировкой казённые многокомнатные дома – секционный дом. Полагают, что город был захвачен внезапно, ночным штурмом. Во время пожара рухнул второй этаж дворца, накрыв своими завалами драгоценности, хранившиеся на первом этаже, в тайниках и в карасах, которые в дальнейшем были найдены во время раскопок, а также атрибуты того периода с рельефными изображениями львов, единорогов, драконов, колесницами и всадниками, шлемы, колчаны, щиты – всё это являлось посвятительными дарами богам Халды, Тейшебы и Шивины, грозным царям Аргишти I и Сардуры II. Быт и архитектура города Тейшебаини были хорошо изучены, однако могильник так и не был обнаружен. Погребальный обряд одного из могущественных государств Древнего Востока – Ванского царства (Урарту) в основном исследован на основе разрозненных или частично разрушенных погребений. Число же дошедших до наших дней незатронутых и исследованных современными методами погребений на всей обширной территории этого государства не превышает несколько десятков. Общеизвестно, что погребальный обряд имеет важное значение для выяснения этнического состава, местного субстрата населения или переселения новых этнических групп в конкретные регионы, их верования, погребальный ритуал и т.п.

Это особенно важно для Урартской империи. В 2013 году в черте охранной зоны археологического заповедника Кармир блур при мэрии города Ереван начались исследования. Научно-исследовательский центр историко-культурного наследия при Министерстве культуры РА (руководитель А.Е. Симонян) под завалами строительного мусора выявил некрополь города Тейшебаини. Могилы расположены очень плотно. В среднем на каждых 6 м2 одно погребение, большей частью в нетронутом виде. Могильные ямы в основном грунтовые и обнесены кромлехами из речных окатышей. В результате широкомасштабных работ в 2015 году экспедиция раскопала более чем 150 погребений. Выяснено, что это погребения городского населения VII-го в. до Р.Х. Погребальный инвентарь, особенно чернолощеная керамика ручной лепки в основном является продолжением местной традиции эпохи поздней бронзы и раннего железа. Они сочетаются с краснолощеной керамикой красного цвета, железным оружием и украшениями (из бронзы, поделочных камней, египетского фаянса и стекла) сугубо урартского типа. В погребениях явно прослеживаются следы погребальных и поминальных ритуалов, «обрядов обезвреживания» умерших – расчленённые скелеты, отрубленные части тела и головы и переставленные в противоположной позе. Обнаружены как надгробные идолы, так и фаллические изваяния внутри могил.