Арарат — гора, к которой идут на поклон

Арарат — гора, к которой идут на поклон

Арарат — гора, к которой идут на поклон

Для кого-то Арарат – это очередная вершина, а для кого-то Гора, к которой идут на поклон. Именно с таким чувством я отправилась вместе с командой ArmGeo к этой библейской горе во второй раз. И во второй раз флаги журнала «Армения Туристическая» и наших партнёров «Ереван Тревел», MTV.AM и ЮКЖД были развернуты на вершине.

Многие армяне, просыпаясь утром, первый взгляд бросают на Арарат, который массивно возвышается над Араратской долиной, входит через окна, балконы, двери в каждый армянский дом. Армяне разговаривают с ним на Вы, поклоняются ему и, что удивительно, даже боятся думать, что на эту вершину можно подняться. Но, между тем, находятся те, кто отваживается на подобный шаг, следуя важной миссии просветителя Хачатура Абовяна, который первым ступил на вершину 27 сентября 1829 года. Гора Арарат до 1921 года принадлежала Армении, но по Карсскому и Московскому договорам от 1921 года была отдана Турции. Вот такой подарок Ленин преподнёс Ататюрку.

Несмотря на это Арарат, находясь на нынешней границе Армении и Турции, остаётся символом Армении, единства армян и болью по утраченным землям. Впервые Арарат появился на гербе Армении после провозглашения независимой Демократической республики Армения в 1918 году, которая также называлась «Араратской республикой». Арарат присутствовал на эмблеме Закавказской федерации, на гербе Армянской ССР, присутствует на современном гербе Республики Армения, будучи дополненным изображением Ноева ковчега. В ответ на протест турецкого правительства против того, что на гербе Армянской ССР изображён Арарат, не являющийся теперь частью Армении, нарком иностранных дел Георгий Васильевич Чичерин ответил: «На флаге Турции изображён полумесяц, но Луна не является частью Турции». …Каждый из нашей команды шёл со своей миссией. Мартирос из Ливана увидел фотографию Арарата в детстве, с тех пор Гора стала его мечтой. С этой мечтой жил и Леонид, который приехал в Ереван из России, чтобы с нашей командой подняться на Арарат. Я шла, потому что чувствовала, что Арарат звал меня. Побывав там в прошлом году, почувствовала зависимость от Горы. И я теперь каждое утро смотрела на Арарат, задумчиво попивая чай. … И вот я снова иду на поклон к главной армянской вершине. Долина, поросшая татарником… Странное дело, я никак не могу запомнить научное название этой колючки - татарником её называли мои прабабушка, бабушка, мама, видимо, так повелось со времён монголо-татарского ига. И Арарат будтобы в тюркском плену… Три дня на подъём и спуск. Три дня волнений и разговоров, которые каждый из нас вёл наедине с вершиной. Сколько бы раз ты ни шёл к Арарату, он никогда не бывает одинаковым. И в этом году уровень снега ниже, и ветер гораздо мягче. Но то, что нас ждало на вершине, можно сравнить с концом света. 20 августа в 7 часов утра по армянскому времени, несмотря на разыгравшуюся стихию – ураган с градом, гром и молнии армянская команда была на вершине символа Армении – горе Арарат. В тот день из 5 команд дошли до вершины только две – из Армении (естественно, армяне были первыми) и Австрии. Остальные были вынуждены развернуться обратно, чтобы попытать счастье на следующий день. Теперь я точно буду знать, что творится на вершине Горы, когда над ней нависает, казалось бы, небольшая и безобидная тучка. На вершину нас сопровождал абориген Армянского нагорья – армянский волкодав Гампр. Ребята, которые поднимались первый раз, были очень опечалены, что не увидели с вершины Ереван, Араратскую долину и Арагац, обсуждали планы подняться ещё раз… Но я-то уже знаю, что на Арарат всегда будет хотеться ещё раз. И всегда будет казаться, что что-то упустил, не досмотрел, не дочувствовал...