Армянское солнце над Эверестом

Армянское солнце над Эверестом

Армянское солнце над Эверестом

Май – месяц капризный, но это еще и месяц победителей. В данном случае я имею в виду то, что с разницей в несколько дней до вершины мира – горы Эверест (8848 м) дошли два альпиниста армянской национальности – Ирена Харазова из России, а через несколько дней – Ара Хачадурян из Франции. До них на Эвересте побывали ещ трое армян – Лев Саркисов, Каро Овасапян и Игорь Халатян.

20 мая Ирена Харазова развернула на вершине Эвереста три флага: Армении, Арцаха и России. Спрашиваю её, имеет ли она какое-либо отношение к Карабаху, может, корни оттуда или что-то другое, на что девушка отвечает: «Когда мы уезжали в Непал, в Карабахе начинались события, которые войдут в историю как апрельская война. Я взяла с собой флаг Арцаха, чувствуя сопричастность к этой земле по зову своей крови». Ирена родилась в Москве, её папа и мама – в Тбилиси. Но прадедушка Ирены родился в Карсе. Когда ему было четыре года, пришлось бежать, спасаясь от резни: мать завернула его в ковер, заплатила ямщику, и тот вывез беглецов в Тифлис.

Ирена просит отметить, что она неспроста несла с собой флаги России и Армении. Хотела этим сказать, что две страны связаны вековой дружбой и всегда были нужны друг другу. На российском флаге – портрет президента Владимира Путина. «Сейчас в адрес России и президента много нападок, некоторые, видимо, забыли, какую поддержку эта страна оказывала и оказывает Армении, кто был рядом с армянами, плечом к плечу, в важные исторические вехи… Но и без Армении России тоже будет нелегко. Поэтому, я считаю, мы должны продолжать традиции дружбы, которые были заложены нашими предками».

Ирену невозможно не сравнивать с солнцем: она – солнечная, светящаяся, тёплая и очень нежная. Откуда же в этой истинной женственности такая мужественность (или мужская воля?), ведь не каждый осмелится на такой шаг. За всю историю восхождений Эверест забрал жизни более 200 человек. Ирена рассказывает, что все 42 дня восхождения она думала о том, как выжить. «Я чувствовала физическую боль, холод, – вспоминает она. – Ты думаешь, что идёшь на верную смерть. У нас не было радости на вершине, мы только и думали о том, чтобы спуститься вниз живыми. Радость была уже внизу, когда мы осознали, что сделали это, что мы все живы, руки-ноги целы. Потом уже начинается эйфория, осознание того, что мечта осуществилась». «Представляю, как тяжело далась твоя экспедиция родителям», – говорю Ирене я. Она улыбается той улыбкой, которую можно назвать горькой, и продолжает: «Мама несколько лет не разрешала мне даже думать об Эвересте, хотя я побывала на многих вершинах, но в этом году я что-то захандрила, и она, спасибо её мужеству, благословила меня на Эверест. Я тут же позвонила Александру Абрамову – руководителю клуба «7 вершин» и выразила своё желание присоединиться к их команде». Но больше всех волновалась иренина отрада – восьмилетняя племянница Эммилия, она каждый день до отъезда вертелась около Ирены и «ворчала»: «Хоть бы ты руку или ногу сломала, тогда точно не поедешь на этот свой Эверест».

Девушка работает в нефтяной компании и занимается логистикой и транспортировкой. Так с чего же начиналась альпинистка Ирена Харазова? «Еще пять лет назад я даже не помышляла об этом, более того, я никогда не ходила в походы и даже в палатке не ночевала, –делится девушка. – Но наступил такой момент в жизни, переломный, можно сказать, было много проблем, хотелось куда-то сбежать… Душа просто вопиюще требовала совершить какой-то геройский поступок, из тех поступков, когда ты открываешь потаённые силы и понимаешь, что есть ещё ресурс не только жить, но и быть счастливой». В тот момент «тяжких дум» Ирена пролетала над Килиманджаро, восхождению на который она посвятила свой следующий отпуск. А потом были высокие и не очень горы. К слову, Ирена Харазова из программы «Семь вершин» — высочайшие вершины шести частей света – сделала шесть, осталась пирамида Карстенса (4884 м). Два года назад она подняла российский и армянский флаги на Арарат.

Готовясь к Эвересту, девушка проехала на велосипеде 2600 км по Патагонии. Разве это не подвиг?! А обычный её спортивный график такой: часовая тренировка минимум пять раз в неделю и бег 5-7 километров.

Ирена никогда не бывала в Армении, как-то не складывалось, а ехать в качестве туристки на историческую родину не хотелось, всегда думала, что должен прийти такой сокровенный момент, когда страна позовёт. А как и когда это случится, она не знала. Может, именно сейчас и наступил этот момент? Армянская федерация альпинизма и горного туризма, несколько лет назад добившаяся утверждения такого праздника, как День армянских гор, написала письма в ряд инстанций, которые могли бы поспособствовать официальному приглашению в Армению всех пяти восходителей на Эверест. «Вице-президент Федерации альпинизма Сурен Даниелян пообещал мне восхождение на высшую точку Армении – Арагац (4095), – мечтательно говорит Ирена. – А вообще я бы очень хотела побывать в Карабахе… Вот где настоящее геройство – жить на родной земле и оборонять её, подвергая свою жизнь ежедневной опасности». Да, как поётся в песне Юрия Кукина «У каждого свой Эверест и Монблан…» И – честь и хвала тем, кто защищал карабахскую землю в апреле, честь и хвала Ирене Харазовой, развернувшей флаг Арцаха над Эверестом.

Елена Шуваева-Петросян

Фотографии из архива Ирены Харазовой