АРМЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ - Армения: теплая, с оттенком легкой грусти

Армения: теплая, с оттенком легкой грусти

Армения: теплая, с оттенком легкой грусти

В Филиале МГУ имени М.В. Ломоносова в Ереване в рамках визита в Армению декана факультета журналистики МГУ, профессора Е. Л. Вартановой состоялся круглый стол на тему «Журналистика и индустрия: от теории к практике». Были обсуждены современные подходы к изучению профессии журналиста в меняющемся мире, роли журналиста в формировании общественной информационной повестки, проведен анализ технических и профессиональных навыков получения журналистского образования. Об этом и не только в интервью профессора Вартановой «АТ».

Екатерина Леонидовна, какова сегодня мотивация человека, решившего посвятить себя журналистике?
Вы знаете, очень трудно сказать, по абитуриентам мы видим, что мотивации всегда связаны с пониманием журналистики как творческой профессии. Очень часто это самореализация через создание текстов, стремление находиться в гуще события и, соответственно, рассказывать об этом людям. Самое удивительное, что финансовые мотивации, стремление сделать карьеру и получать высокую зарплату, появляются лишь на последних курсах. Поэтому, наверное, здесь комплексный подход и комплексная мотивация.
Журналистика, как и любая профессия, должна приносить заработок, иначе это не профессия. Другой вопрос, что старая бизнес-модель, рекламная, теряется, появляются новые варианты и медиа возвращаются в целом к клиентской модели: когда аудитория платит, мы видим это на примере онлайн-кинотеатров, кабельных каналов, даже глянцевых журналов, которые продаются в розницу. И думаю, что сегодня, с одной стороны, становится все сложнее вести медиабизнес, с другой – мы имеем мотивацию людей, приходящих в этот бизнес: работают они не только журналистами, они тоже становятся более разнообразными. Но по-прежнему хочу сказать, что у молодежи очень идеалистическое представление о профессии. Главная мотивация – хотим писать, сообщать людям правду.
Если говорить об армянской журналистике, какова мотивация в этом случае для выбора профессии?



Если мы говорим о таких традиционных формах организации медиабизнеса, как редакция, выпускающая готовый и упакованный продукт, то мы должны признать, что этот формат уходит в прошлое. И это не только связано с Арменией – газеты на бумаге теряют свои тиражи, уходя в онлайн-среду, телевидение, как СМИ, которое вещает на огромную территорию, рассыпается на мелкие каналы, поэтому мотивация для молодого человека – это новые возможности, предоставляемые новыми медиа. Это собственные проекты, это определенная нишевизация, но с другой стороны – это более лояльная аудитория. Надо понимать, что сегодня журналистам нужно работать иным образом на этом рынке, и, думаю, когда мы их готовим к этому обществу будущего риска и когда мы им объясняем новые технологические разрывы, новые бизнес-модели, мы готовим их лучше к той среде, что сегодня доминирует в СМИ. Цифровая молодежь, поколение, которое приходит после 80-х, интересуется цифровыми медиа, для них медиасреда очень естественное место для существования, при этом лучше ее понимают журналисты не старой подготовки, а как раз новой – это нормально, происходит смена поколения.
Насколько вы оцениваете востребованность и вероятность интеграции выпускника армянских вузов в российскую медиасреду?
Я не испытываю никаких сомнений относительно возможности – конечно, он может интегрироваться. Я думаю, что наша программа в этом смысле выглядит немного отличной от армянских, но здесь, в МГУ, она как раз основана на понимании российского общества тоже, на знании российской культуры. И поэтому я думаю, что при хорошем знании русского языка и при энергичности, которая всегда свойственна студентам факультета журналистики, армянским ребятам будет в чем-то даже легче – особенно в тех регионах, где есть мультикультурные диаспоры. Потому что в России очень остро стоит проблема мультикультурализма: уважения к разным культурам, умения совмещать и умения делать своего рода трансфер между культурами. Думаю, у выпускников армянских вузов, которые осваивали программу на русском языке, результативность будет даже выше.



Вы уже в третий раз в Армении. В чем бы вы определили «вкусность» этой страны?
Во-первых, это очень интересная страна, и мы, люди равнин и лесов, любим горы, рельеф. Мне, как человеку, который живет в Москве, нравятся горы, для меня это природа Армении, для меня это краски Армении, которые у многих из нас ассоциируются с живописью Сарьяна. Здесь очень сердечные и доброжелательные люди, очень чистый воздух и очень вкусная еда. И наверное, все в комплексе дает непередаваемое, сакральное ощущение Армении. Здесь же и глубочайшая история, и очень интересная ветка православной церкви вместе с семейными мотивациями. Для меня Армения обладает каким-то особым магнетизмом.
Если же говорить о конкретных местах, больше всего мне понравился Эчмиадзин, не знаю почему, но это место вызвало у меня очень сильные духовные переживания, несмотря на культурную разницу с армянской религией, с армянской церковью. Эчмиадзин стал местом какого-то особенного духовного переживания. Хотя мне понравились и горы, и горные дорожки, и заброшенные монастыри. Армения для меня стала очень дружелюбной, теплой, с оттенком легкой грусти.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS