Каро Алабян. Две столичных улицы – одно великое имя

Каро Алабян. Две столичных улицы – одно великое имя

Каро Алабян. Две столичных улицы – одно великое имя

В Ереване, армянской столице, есть улица Алабяна и в Москве, российской столице, тоже есть улица Алабяна. Эти улицы гордо носят имя одного крупнейшего советского архитектора, проекты которого поражали воображение новаторством и гениальностью. Благодаря ему Союз архитекторов не только занял достойное место в стране, но и вышел на международную арену.

И, конечно, мы бы не увидели многих крупных архитектурных объектов, если бы не Каро Семёнович Алабян (1897 –1959) – ответственный редактор журнала «Архитектура СССР», главный архитектор Москвы и партийно-общественный деятель.

В 1916 году он работал художником-плакатистом, репетитором, в 1917 году вступил в Коммунистическую партию, а с 1919 года занимал должности в руководящих органах Коммунистической партии Армении.

Архитектурная карьера К. С. Алабяна началась с 1923 года, когда он поступил в Москве на архитектурное отделение Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС).

Там он познакомился с архитекторами Василием Николаевичем Симбирцевым, ГеворгомБарсеговичемКочаром, Микаэлом Давидовичем Мазманяном, с которыми впоследствии создал многие архитектурные объекты в Ереване и Москве: например, здание Русского Драматического театра имени Константина Станиславского в Ереване, павильон Армянской ССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве и другие.

Также вместе с М.Д. Мазманяном в 1924 году он принял участие в культурной жизни Армении, оформив постановку пьес Луначарского «Поджигатели», Демирчяна «Храбрый Назар» в Первом государственном театре Армении.

В 1929 году Алабян закончил ВХУТЕМАС и вернулся в Армению, а в 1931 году переехал в Москву и работал до 1934 года в различных архитектурно-проектных организациях.

Первую премию он получил в 1932 году, во всемирном конкурсе на проект Дворца советов в Москве.

С 1933 года в течение пятнадцати лет Алабян был ответственным редактором журнала «Архитектура СССР».

В 1935 году он вместе с другими архитекторами участвовал в разработке Генерального плана реконструкции Москвы, в 1945 году он занимался планом восстановления Волгограда.

В 1939 году Алабян был избран вице-президентом Академии Архитектуры СССР.

Он работал и за рубежом – изучал архитектуру античности, Ренессанса, классицизма, а также более позднюю архитектуру стран Европы и Америки.

В 1939 году он руководил строительством Советского павильона Всемирной выставки достижений промышленности в Нью-Йорке.

После Второй Мировой войны у К. С. Алабяна произошёл конфликт с Л. П. Берией, на совещании назвавшим проектируемые сталинские высотки «экономичными».

К. С. Алабян же смело возразил по поводу экономичности будущих строений, и после этого его не только исключили из числа авторов проектов высоток, но и сместили со всех занимаемых им постов.

Кроме того, Берия отправил на работу в мастерскую Алабяна якобы «японского шпиона», которого потом арестовали.

Алабяна тоже чуть было не арестовали, но по распоряжению известного партийного деятеля А. И. Микояна его отправили в Армению.

Из некоторых источников известно, что Алабян во время войны спас Микояна от смерти, и после этого по кавказскому обычаю они породнились и стали кровными братьями.

Алабян продолжал архитектурную деятельность – в 1945 – 1946 годах он создал проект здания Академии наук Армянской ССР, в 1949 году ему была присвоена учёная степень доктора архитектуры.

В 1951 году он создал конкурсный проект здания «Бородинской панорамы» в Москве, в 1949 – 1953 годах построил морской вокзал в Сочи.

В 1957 году он участвовал в конкурсе на проект павильона Всемирной выставки в Брюсселе. Также он работал и над многими другими проектами.

Умер Каро Семёнович Алабян в 1959 году от рака лёгких и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Но прав был всемирно известный итальянский скульптор, художник, архитектор, мыслитель и поэт Микеланджело Буонарроти, написавший:

«Творенье может пережить творца.

Творец уйдёт, природой побеждённый,

Однако образ, им запечатлённый,

Веками будет согревать сердца…»

Высятся сооружения Каро Семёновича Алабяна и до сих пор – «согревают сердца» ереванцев, москвичей и жителей тех городов, в которых работал этот гениальный архитектор советской эпохи.

К. С. Алабян. В. Н. Симбирцев. Театр Красной Армии в Москве. 1934-1940

 

К. С. Алабян,  С. А. Сафарян. Павильон «Армянская ССР» на ВСХВ в Москве. 1939

 

Руслан Халилов,

Литературный институт им. М. Горького (Москва)