“Сотворение” кистью творца: выставка полотен Айвазовского в Ереване

“Сотворение” кистью творца: выставка полотен Айвазовского в Ереване

“Сотворение” кистью творца: выставка полотен Айвазовского в Ереване

2017 год объявлен ЮНЕСКО годом Ивана Айвазовского. 29 июля весь мир отмечал 200-летие со дня рождения выдающегося художника-мариниста армянского происхождения. Не осталась в стороне и Национальная галерея Армении, организовавшая крупную международную выставку «Ованес Айвазовский. Сотворение», которая пройдет с 15 сентября 2017-го по 15 января 2018-го. О том, что ожидать от выставки, о творчестве Ивана Айвазовского и его значении беседуем с директором Национальной галереи Арманом Цатуряном.

АЙВАЗОВСКИЙ, НЕСОМНЕННО, ОДИН ИЗ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ АРМЯНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ XIX СТОЛЕТИЯ. КАКОВО, ПО-ВАШЕМУ, ЗНАЧЕНИЕ ЕГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ АРМЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ?

Айвазовский открыл целую школу, стал вдохновителем плеяды художников, таких как Махохян, Шахбанян и другие армянские мастера. Мы как раз отдельно готовим выставку армянских маринистов, чтобы показать их вдохновителя и его последователей в сравнении. При этом у каждого из них свой собственный стиль, своя особая, оригинальная призма восприятия.



В ЧЕМ ЭКСКЛЮЗИВНОСТЬ ГОТОВЯЩЕЙСЯ ВЫСТАВКИ?

Текущий год ЮНЕСКО объявил годом Айвазовского, в прошлом году выставка художника прошла в Третьяковской галерее. Очень хорошая была выставка, но мы представили на ней только 12 полотен. При этом важно знать, что Национальная картинная галерея Армении располагает более чем 80 полотнами Айвазовского, половина из которых – графические. Наша коллекция – вторая в мире, после той, что находится в музее Феодосии. И мы очень гордимся этим.

ЧТО ОСОБЕННОГО В ДАННОЙ ВЫСТАВКЕ?

Во-первых, мы представляем графические работы Айвазовского, которые ранее не выставлялись. А ведь графику особенно трудно выставлять. Графические работы не могут демонстрироваться более пяти месяцев — они боятся света. Большинство из того, что будет у нас выставлено, ранее представлялось лишь 30-40 лет назад. Наши современники этих картин не видели. Мы выставляем как графику, так и замечательные живописные полотна, а ключом всей концепции является картина «Хаос. Сотворение мира», которая попадет в Армению в первый раз из Конгрегации мхитаристов. Это одна из главных работ Айвазовского. Кроме того, мы готовим каталог, куда вошли статьи таких известных искусствоведов, как директор музея Феодосии Галина Чурак, Иван Самарин и другие. Помимо выставки у нас 15-16 сентября состоится и научная конференция по творчеству Ивана Айвазовского, в которой примет участие большое количество почетных гостей и участников из разных стран мира. Главпочтамт Армении выпустит специальную марку, в Центробанк – новые комбинированные купюры в честь Айвазовского. Также пройдут показы фильмов о художнике. Так что к 200-летию Айвазовского мы подготовились основательно.


НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ БУДЕТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ИЛИ ЗАТРОНЕТ И ДРУГИЕ ДИСЦИПЛИНЫ?

Она будет посвящена стихии моря. Всему тому, что можно сравнивать с творчеством Айвазовского.

Планируется ли издание сборника по итогам форума?

Обязательно! Будет сборник и, как я уже говорил, каталог.
Возвращаясь к той выставке полотен Айвазовского в Третьяковке, год назад… В чем будут основные отличия мероприятия в Ереване?
В Третьяковской галерее Айвазовский был представлен шире. Дело в том, что организаторы той выставки располагали коллекцией музея Феодосии, которая на данный момент невывозная. В связи с известной политической ситуацией эти работы не вывозятся за пределы России. Это и определило преимущество московской выставки в документальном аспекте – там было представлено множество фактов, фотографий, личных вещей Айвазовского. Впрочем, у нас тоже будет документальная часть.

Что касается тех полотен, которые не выставлялись ранее, – есть ли причины, почему они так долго были скрыты от глаз ценителей искусства, помимо озвученных вами в отношении графики?

Ничего не возникает из ниоткуда. Чтобы что-то выставлялось, нужна концепция. Все должно быть связано, осмыслено. Куратор выставки может хотеть выставить только графику Айвазовского. Или только живопись. Или только пейзажи, у Айвазовского много пейзажей, и это все – особый взгляд на великого художника. Ведь большинство знает его только как великого мариниста, а он и портретист, и пейзажист. Эта работа – творческая, и субъективизм всегда присутствует. Решает куратор.

Айвазовский родился и всю жизнь прожил за пределами Армении, основная масса его полотен также никак не относится к ней. Не зря вы отметили, что он все-таки русский художник, а не армянский. Но что, по-вашему, все же связывало его с Арменией? Что, кроме крови, позволяет нам сейчас говорить о мастере и в армянском контексте?

Ованес Айвазян – Иван Айвазовский ни на секунду не переставал быть армянином. Я не преувеличиваю. Есть факты, зафиксированные высказывания его друзей о том, что он на русском говорил с большим акцентом. Так говорят люди, которые дома, в кругу близких, общаются на родном языке. На надгробной плите Айвазовского – надпись на двух языках: армянском и русском. Он очень много сделал для армян во время погромов в Османской империи – художник нанял десятки баркасов, которые перевозили беженцев. Вообще султан Абдул-Хамид очень ценил творчество Айвазовского (впрочем, ценят его в Турции и сейчас), покупал его полотна, дал ему множество наград. Когда мастер узнал о репрессиях в отношении армян, он выбросил их всех в море – и это факт. Айвазовский часто навещал своего брата в Конгрегации мхитаристов, где он и написал упомянутую выше работу «Хаос. Сотворение мира» и подарил ее Конгрегации, где картина сейчас и хранится.


БЫЛИ У МАСТЕРА КАРТИНЫ И ЧИСТО АРМЯНСКОЙ ТЕМАТИКИ…

Да, он писал армянскую интеллигенцию, с которой общался, и во время выездов за пределы России, и в своей родной Феодосии. Как свидетельство об этом, сохранились некоторые письма Айвазовского представителям армянской интеллигенции.

А ПОЧЕМУ АЙВАЗОВСКИЙ ЖИЛ ИМЕННО В ФЕОДОСИИ? ЭТО ВЕДЬ ДОСТАВИЛО ЕМУ НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ И ЛИЧНЫЕ – НАПРИМЕР, РАЗВОД С ПЕРВОЙ ЖЕНОЙ…

Сложный вопрос… Но где живут маринисты? У моря. И в этом отношении виды Феодосии вряд ли можно сравнить с каким-то другим местом на территории России.

ЧТО БЫ ВЫ ОСОБО ОТМЕТИЛИ НА ГРЯДУЩЕЙ ВЫСТАВКЕ, КРОМЕ УЖЕ УПОМЯНУТОГО? ЧТО БЫ ПОСОВЕТОВАЛИ КАК СПЕЦИАЛИСТАМ, ТАК И ПРОСТО ЛЮБИТЕЛЯМ ИСКУССТВА?

Есть гвоздь программы – это «Хаос. Сотворение мира», а остальные работы я выделять не хочу – они хороши все. Мы провели тщательный отбор из нашей коллекции, определили лучшие картины, отреставрировали те, которые этого требовали. Кстати, выставка предполагает и интерактивную часть – для максимально полного знакомства с выставленными полотнами. Больше ничего раскрывать не хочу – пусть будет интрига.

НАПОСЛЕДОК АКТУАЛЬНЫЙ ДЛЯ ЛЮБОГО ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ПОСЕТИТЕЛЯ ВЫСТАВКИ ВОПРОС: НАСКОЛЬКО ДОСТУПНА ОНА ПО ЦЕНЕ?

В Армении цены на билеты более чем доступны. Посетить выставку великого художника Ивана Айвазовского можно будет за 1500 драмов, по стоимости обычного билета в кино.