Храм Бдящих Сил - Звартноц

Храм Бдящих Сил - Звартноц

Храм Бдящих Сил - Звартноц

В энциклопедическом справочнике «Величайшие храмы мира» А. Ю. Низовского заслуженное место занимает армянский Храм Бдящих Сил – Звартноц. Храм раннесредневековой армянской архитектуры, расположенный близ Еревана и Вагаршапата (Эчмиадзина), пользуется популярностью у туристов.

Строительство храма Бдящих Сил началось в 641‒643 годах и велось на протяжении двадцати лет. Инициатором возведения Звартноца был католикос Нерсес III Строитель, привлекший мастеров из древнего армянского города Двина, славившегося своей красотой. Описания Звартноца не сохранилось, но известно, что ему было посвящено множество восторженных похвал.

Предание рассказывает, что византийского императора Константина III, посетившего Армению в 652 году, так поразила красота храма, что он приказал строителю Звартноца ехать вместе с ним в Константинополь. По дороге зодчий умер, и только это обстоятельство помешало воздвигнуть в столице Византии аналогичное сооружение. Специалисты считают Звартноц дерзновенным экспериментом, самой смелой центрической композицией в армянском зодчестве.

Композиция храма чем-то напоминала вавилонские зиккураты — это был трехъярусный круглый храм, состоящий из трех поставленных друг на друга уменьшающихся цилиндрических объемов, увенчанных сферическим конусом. Во всём облике храма присутствовало мощное стремление ввысь. Храм Бдящих Сил получил своё название Звартноц неслучайно. Слово «зварт» по-армянски означает «украшенный». Сверху донизу храм был богато украшен скульптурными рельефами ‒ великолепными образцами искусства средневековых армянских резчиков по камню. Причудливый орнамент обрамлял карнизы, оплетал оконные проёмы, опоясывал капители колонн. Стены храма украшали виноградная лоза, ветви граната, тончайшей работы геометрический орнамент, плетёнки, декоративные элементы ‒ пальметты и аканты.

Колонны завершались резными капителями, а колонны, установленные рядом с пилонами, основными опорами храма, были увенчаны изображениями громадных каменных орлов ‒ эти птицы символизировали вознесение храма к небесам. Среди произведений камнерезов, украшавших Звартноц, выделяются скульптурные поясные изображения людей ‒ целая портретная галерея. Под одним из барельефов читается надпись «Ованес». Некоторые исследователи считают, что это имя и портрет главного строителя храма. Звартноц ‒ памятник эпохи величайших достижений армянской национальной культуры V-VII веков. Впечатление от Звартноца было так велико, что облик храма неоднократно пытались повторить как в Армении, так и за её пределами. Сегодня на месте Звартноца действуют археологический заповедник и открытый в 1937 году музей.