Зангезурские деревни-призраки - АРМЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ

Зангезурские деревни-призраки

Зангезурские деревни-призраки

Здесь в воздухе застыло время, зацепившись за старые горы, а под ногами валяются ржавые подковки чужих судеб. Зангезур. Напрасный звон – так переводится название этого места. Мы спускаемся в ущелье реки Воротан и направляемся к деревням-призракам – Старый Хот, Старый Шинуайр, Старый Алидзор. Ловлю себя на мысли, что всегда чувствовала, что именно Зангезур - место последнего Солнца, за которым только Рай.

Айк рассказывает о том, как однажды был захвачен Татевский монастырь, который располагается на краю ущелья. Когда-то в деревне Хот стояла церковь, славилась она большим колоколом! Когда приближались враги, люди тут же начинали бить в колокол, звон разносился по всей округе, что служило сигналом для Татева и деревень. Но предатель ишхан Мгер предупредил захватчика Ленк-Тимура — Хромого Тамерлана, что поход его не увенчается успехом, пока в хотской церкви есть этот говорящий колокол. И сказал тогда Тимур: «Ступай и убей этот звон, а я дам тебе много золота и власть!» Ночью предатель вместе с сообщниками разжег костер под колоколом, заглушив тем самым его звук. Тщетно старался звонарь разбудить колокол, видя приближение врага, - он молчал, а звонарь сокрушённо восклицал: «Зангы зурэ! Зангы зурэ!» Старый Хот. Отшельниками стоят дом и дерево. Когда-то в этом доме жил меняла. Важный человек в то время, когда здесь недалече пролегал Великий Шёлковый путь. Вернее, дом считался домом менялы, сам же он постоянно был в пути: выменивал монеты одно- го государства на монеты другого. Но не это было смыслом его жизни. Он шёл к горизон- ту. И однажды горизонт настиг его. Дом почти ушёл под землю, но осталось дерево, которое со временем расцвело платочками желаний тех, кто зависим от горизонта. Старожилы говорят, что первый платочек, пропитанный слезами ожидания, повесила его жена, затем было много платочков, но муж так и не вернулся. Возможно, он стал жертвой разбойников, но женщина верила, что он просто ушёл за горизонт, куда ей тоже уготован путь. Мы же спускаемся глубже в ущелье, где таится первая на нашем пути деревня-призрак. Многовековая мощёная дорога. Сколько здесь чарохов истоптано, сколько здесь подков сбито.

Поднимаю ржавую подковку, вспоминая наше восхождение на Арарат и гида Бурхана, который сказал, что нужно обязательно взять первую попавшуюся на горе подкову – на счастье! Выложенные террасы: здесь до сих пор цветут и плодоносят сады, нередко сюда по старой памяти приходят потомки старохотцев, которые сейчас живут в Новом Хоте, они рассказывают своим детям – мол, здесь когда-то жил твой прадед или прапрадед такой-то, зачастую обращаясь к более глубоким корням – что уж говорить, память рода здесь сильна. В Хоте скалы врастают в дома, дома – в скалы. В Хоте дом переплетается с домом, пульсируя корнями деревьев-старцев. Типичные зангезурские строения, когда крыша одного дома является двориком для другого, образуя каскад домов, спускающийся в глубокое ущелье. Деревня Старый Хот отделяется от Старого Шинуайра природной скальной аркой удивительной красоты. Несколько сотен метров, и путешественник, отважившийся спуститься сюда, будет вознагражден – перед ним звонкий и прохладный водопад, в котором можно умыться, охладить ноги и набрать воды, чтобы продолжить путь. Пещеры в высоких скалах, в которых жили древние люди (и как только они туда взбирались!), зорким глазом следят за путниками. Шинуайр – одно из старейших поселений Сюника и переводится оно с армянского как «отец поселений». Но сейчас здесь обитает только один житель - Сергей папи . Отшельник и хранитель покинутого села и кладбища, на котором у Сергея папи давно «забронировано» место - рядом с братом и женой! Кладбище как музей под открытым небом: здесь древние хачкары, начиная от самых первых и примитивных, до более поздних – резных и искусных, каменные овны с закрученными рожками, каменные письмена, но особое внимание привлекает 3-метровый, необычайно тонкий хачкар 1261 года. Несколько лет назад этот хачкар чуть не украли – тогда Сергей папи за одну ночь выложил из камней стену. Поминая всех усопших, он ставит свечи у этого хачкара и сам с собой ведёт беседы о вечности, а, может, у него есть невидимые собеседники, которые вряд ли откроются нашему глазу. Папи приглашает нас в дом и угощает вкуснейшим домашним вином. Да-да, он сам готовит вино из сорта винограда, который некогда привез из Махачкалы. Потягивая волшебный напиток, рассматриваю инструменты – грабли, вилы, посохи, собственноручно выструганные дедушкой. Перед глазами – два скрепленных навечно и заржавевших замка: понимаю, что уже никакая сила не выманит отсюда этого блаженного отшельника.

В Шинуайре в хорошем состоянии сохранилась церковь XVII века Сурб Степанос. По кладке видно, что строилась она на остове более древней церкви. Даже сохранились свидетельства о том, что когда-то здесь стоял храм IV-V века, впоследствии разрушенный землетрясением. В кладку вложены старые кресты, символизирующие древо жизни, и надгробия. Как приятно окунуться в прохладу храма, на крыше которого до сих пор вьют гнёзда ласточки - жив святой дух этого места. Чуть поодаль сохранились руины Девичьей пустыни. Именно здесь переписывались рукописи, которые сейчас хранятся в Матенадаране. И все это благодаря кропотливому труду прекрасных дев-отшельниц - Маргарит, Эгине, Рипсиме, имена которых сохранились в веках. А впереди нас ждёт Старый Алидзор – ещё один призрак, крест-плато – Хачихут, разрушенная часовня с алтарём, хачкары X века и церковь Святого Минаса 1611 года. Старый Шинуайр отделяется от Старого Алидзора забором из прутиков – перед калиткой из колючего кустарника пасуют даже коровы, которые по-хозяйски разгуливают по поросшим богатыми травами и деревьями некогда оживленным улицам. Покидая Старый Алидзор и поднимаясь к станции канатной дороги, останавливаемся испить из источника, около которого новый хачкар. Как же сильна преемственность у армян! И память жива, пока живы эти роднички. А Айк бормочет, мол, кружку надо поставить у источника, чтобы путникам было удобнее пить… Странное ощущение испытываешь в этих деревнях-призраках, которые обезлюдели в середине прошлого века, когда строилась гидроэлектростанция (переселенцы образовали новые села, захватив с собой названия, так появились – Новый Хот, Новый Шинуайр и Новый Алидзор), чувствуешь себя как дома, вернее, будто бы ты вернулся домой после долгих лет скитаний. Место последнего Солнца, за которым только Рай…

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS