Монастырь Макараванк

Монастырь Макараванк

Монастырь Макараванк

Бог везде и во всём! Правда, не всегда мы его слышим и видим. Попадая в монастырь Макараванк (X—XIII вв.) на лесистом склоне горы Пайтатап в Тавушской области, понимаешь, как глубоко мы проросли в городскую суету, ушли от себя, а здесь – благолепие, тишина и Божья благодать. Учитывая тот фактор, что об Армении и её храмах сохранилось много древних источников, о Макараванке нигде и ничего не написано – лишь надписи на стенах храма рассказывают нам его историю, полную загадок и тайн.

Монастырский комплекс Макараванк являет собой образец одного из самых значительных памятников средневекового армянского зодчества, который сохранился до наших дней в хорошем состоянии. Состоит он из главной церкви, притвора и двух древнейших церквей, некогда был окружен мощной стеной. В своё время при церкви была школа, а в окрестностях – обширное селение. Церковь Святой Богородицы (Сурб Аствацацин) в 1198 году построил настоятель монастыря Макараванк Ованнес. Веерообразные венцы окон и окантовка ниш декорированы горельефным изображением розеток, птиц, львов, сцены борьбы орла с вишапом.

Главная церковь была построена в 1205 году. Сохранился герб известного строителя того времени князя Ваче I Вачутяна: парное изображение орлов. Пластикой и реализмом выделяются изображения рыб. На одной из звёзд – скульптурный портрет архитектора церкви с инструментами в руках и его имя: Еритасард. Впечатляет оформление храма ‒ высокохудожественное рельефное изображение орла, держащего в когтях телёнка, зооморфные, растительные орнаменты и библейские сцены (Иов в зеве кита), декоративные порталы с шахматной кладкой. Притвор возведён в 1207 году тем же князем. С востока примыкает к древнейшей церкви, а с юга – к главной. На одном из порталов – го¬рельеф динамичной сценки борьбы домового, орла и быка. Каждый камень в Армении говорит о древней истории на плитах основания купола – инициалы мастеров-строителей. Церкви построены из тёмно-розового андезита и красного туфа, пристройки – из камней зелёного оттенка. На монастырском подворье, согласно общему плану, помимо Главного храма и церкви Святой Богородицы, сохранились храм Х века, часовня XII – XIII веков, пекарня XIII века, комната обслуживания прихожан XII – XIII веков, главный вход XII – XIII веков, а также остатки стены.

Последняя реставрация монастыря была осуществлена в 1970 ‒ 1980 годах. В настоящее время, вследствие резкой активизации оползневых процессов, монастырь находится перед опасностью полного разрушения. Для спасения мемориального комплекса требуется незамедлительная разработка и осуществление противооползневых мероприятий. Покидая монастырь, не забудьте испить или набрать с собой водицы, которая до сих пор течёт по древним гончарным трубам. Этот родничок пробил себе дорогу десять веков назад…