Руки Христа – в центре Еревана

Руки Христа – в центре Еревана

Руки Христа – в центре Еревана

 Скульптор Ара Арутюнян, которому в этом году исполнилось бы 90 лет, – художник широкого творческого диапазона. Мастерство, высокое душевное стремление, неукротимая энергия, оригинальность мысли ощутимы во всех произведениях. Его работы украшают улицы, площади и парки городов Армении, России, Франции, Италии и др., находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея искусства народов Востока, Национальной галереи Армении, а также в галереях и частных коллекциях в различных странах мира.

Жизнь Ара Арутюняна была чрезвычайно интересна и содержательна, наполнена разнообразными событиями, встречами как в Армении, так и за рубежом. В установлении и развитии международных связей творчество Ара Арутюняна сыграло важную роль.

Одно из подтверждений тому – международное биеннале по скульптуре в итальянском городе Каррара, известном центре добычи и обработки природного белого мрамора. Биеннале состоялось в 1965 году, в нем участвовали как советские, так и западные скульпторы. В составе советской делегации прибыл и Ара Арутюнян, который привез свою раннюю работу – «Юность». Каррарский мрамор в силу своих природных качеств ценился скульпторами еще со времен античности, здесь выбирал материал для своих работ и Микеланджело. В Карраре Арутюнян посетил знаменитый горный кратер, где добывается мрамор. На каменоломне он заметил скульптурную работу внушительного размера – голову и руки Иисуса Христа – и поинтересовался, для какого проекта были изготовлены эти фрагменты. Ему сообщили, что планировалось создание гигантской статуи Христа из каррарского мрамора, но заказчик прекратил финансирование. Автор отказался продолжать работу и покинул Каррару.

По возвращении домой Арутюнян предложил главе администрации Еревана Григору Асратяну продолжить дружеский контакт с Италией и перевезти мощные мраморные руки из Каррары в Ереван в знак дружбы. Надо сказать, что при всем желании советская делегация не могла принять в дар голову Христа по идеологическим соображениям: ведь в СССР была установлена идеология агрессивного атеизма. Градоначальник поддержал идею мастера, и действительно, была осуществлена транспортировка «Рук Каррары» в Армению; они были установлены в одном из центральных скверов Еревана. В свою очередь в знак дружбы Армянская ССР преподнесла Италии работу А. Арутюняна – выполненный из красного туфа памятник-родник под названием «Ереван и Каррара: города-побратимы», установленный в Карраре в 1967 году. Памятник-родник представляет собой небольшую стелу, напоминающую средневековый хачкар (крест-камень), украшенную рельефным орнаментом и вырезанной в туфе виноградной лозой; в верхней части помещено изображение мифического образа Сирин, а по бокам стелы изваяны два овна. Надо отметить, в связи с тем, что Ереван и Каррара стали городами-побратимами, родники Дружбы установили и в Карраре, и в Ереване. Оба памятника – работы Ара Арутюняна.

Много лет спустя данный исторический факт обрел новое значение. В 2013 году состоялась встреча мэров городов Еревана и Каррары, делегация ереванской мэрии приехала в Италию с официальным визитом. Торжественное мероприятие проходило в сквере на берегу моря, где еще в 1967 году скульптором Ара Арутюняном был установлен памятник Дружбы.