Сагмосаванк

Сагмосаванк

Сагмосаванк

Все, кто посещал монастырь Сагмосаванк (1215 г.), расположенный на краю скалистого обрыва ущелья реки Касах, в один голос говорят: это место дарит ощущение полета. Если искать намоленные места для обращения к Богу, то Сагмосаванк может превзойти многие храмы. Да и место расположения настолько живописно, что трудно не почувствовать парение духа.

Монастырь находится на восточной окраине села Сагмосаван Арагацотнского района Армении недалеко от города Аштарак. Добраться до него от Еревана можно легко и быстро, поэтому место очень популярно у туристов. Сагмосаванк переводится с армянского как «монастырь псалмов». Многие столетия это место было духовным центром и обителью монахов. Местные жители рассказывают, что преподобные отцы-пустынники Сагмосаванка так благолепно пели псалмы, облегчая Божьей песней тяжесть труда прихожан, делая сносной бедность и скорбь, что люди уходили из церкви, наполненные огнём благородного воодушевления и Божьей силой. Также есть легенда, что монахи Сагмосаванка обладали особым даром заговаривать змей. Оно и немудрено, благолепной песней можно заворожить и змею! Главный храм монастыря носит имя Святого Сиона.

Возведён он был в 1215 году князем Ваче Вачутяном, который за период своего правления построил не одну церковь: Ованаванк, Тегер и др. В 1235 году была построена небольшая церковь Святой Богородицы (Сурб Аствацацин), к которой прилегает книгохранилище (1255). В 1250 году был возведён Притвор. Восточная стена храма находится почти на самой кромке каньона, что создаёт впечатление, будто церковь вырвалась из глубины ущелья и воспарила к небесам. Книгохранилище заслуживает отдельного внимания. Построено оно было при продолжателе известной династии - князе Курде Вачутяне и относится к числу редких и оригинальных сооружений. В восточной стороне помещения находится алтарная апсида, а в юго-восточном углу - двухэтажный придел – большая редкость в сооружениях подобного назначения.

Из книгохранилища ведут две двери - в Притвор и церковь Аствацацин. Особое внимание привлекает рельефное изображение восходящего солнца с лучами, а на примыкающей к ней арке - ангел и княжеский герб: орел с полу- раскрытыми крыльями и ягнёнком в когтях. Зодчий украсил отдельные части рельефа красными и чёрными камнями, покрасил белой, жёлтой и красной краской, что придало интерьеру нарядность. Стены, пропитанные ладаном, дымом свечей и молитвой, хранят прохладу и зимой, и летом. Армянские церкви аскетичны, в них иконы малочисленны, но для молитвы не нужны Лики – армяне общаются с Богом напрямую – без икон и без священников, исповедывающих прихожан. Средневековый армянский историк Закарий Канакерци (1627–1699), по церковному сану Саркаваг, в своей «Хронике» (1687-1699 гг.) не раз обращается к монастырю Сагмосаванк. В одном эпизоде Закарий описывает, как был отравлен настоятель Ованнаванка епископ Ованнес: «Обо- злился сатана на доброе поведение его и подверг искушению мужа Божьего. Некий отшельник по имени Саак из Шамахи приготовил смертельный яд и подмешал к его кушанью… Сын его брата отвез тело его в Сагмосаванк и похоронил там в церкви Богородицы, у северной стены».