Спасительные воды Вардавара

Спасительные воды Вардавара

Спасительные воды Вардавара

Праздник Преображения Господня в Армении называют «Вардавар». Один из пяти Великих праздников Армянской церкви посвящен событию, которое стало своеобразным, более метафоричным отражением другой, ветхозаветной страницы нашей истории: окончания Всемирного потопа.

Два дня, разделенные тысячелетиями, но имеющие в своей основе единую суть глобального спасения человечества, в современной Армении объединены общей датой и общими потоками воды, что льется щедро и повсеместно. С утра – в церквях, где совершается обряд ее освящения. Затем – на улицах, превращая взаимное обливание близких и незнакомых людей в игру-благословение. Считается, что в этот день вода обладает целебными свойствами, очищает не только тело, но и душу.
Преображение Господне без преувеличения самый удивительный с точки зрения «заимствования» языческих традиций христианством праздник. Хотя бы потому, что это не так. Толкование воды как символа плодородия логично, как и последующее увязывание его с культом богинь языческого армянского пантеона. Эта связь на первый взгляд вполне согласуется с фактом дохристианских верований армян. Ошибка в том, что в данном случае «дохристианские» не равно «языческие». Дата, выбранная Григорием Просветителем для празднования Преображения, иногда называется уступкой народному обычаю восхвалять в этот день богиню Астхик. Однако до появления в своей жизни многочисленных богов и богинь армянский народ чтил Истинного Бога – как прародитель армян Айк Наапет, одержавший великую победу в тот самый день, с которого началось армянское летоисчисление. И в тот самый день, в который за много веков до него Ной вышел из Ковчега, чтобы на Арарате вознести благодарность тому же Творцу. Благодарность за спасение. Именно ради памяти об этом событии Ной велел своим потомкам в этот день обливаться водой.

А спустя несколько тысячелетий именно в этот день Иисус Христос преобразился на глазах своих учеников, открыв им свою божественную славу, просветив и обоготворив человеческую сущность. В свете спасительной божественной силы любви, просвещения, совершенствования человека низведение символов праздника Преображения-Вардавара к одной лишь материальной щедрости земли кажется по меньшей мере неблагодарностью. Кем была задана тенденция объяснять красоту обрядов одним их «народным» происхождением – не столь важно, гораздо важнее то, что тем самым иногда нивелируется более глубокая суть действия, сводится на нет память о деталях, которые порой составляют его основу.

И если на страже веселой составляющей праздника стоит народ, обожающий это водяное буйство посреди жаркого армянского лета, а его смысл охраняет Церковь, то восстановлением деталей, нанизыванием их на ожерелье народной памяти занимаются по большей части энтузиасты. Такие, как работники и партнеры фотоателье «Марашлян», где фотографии «обрабатывают» до того, как сделать снимок: тщательно собирая воедино образ, костюм, мельчайшие нюансы обстановки. Превращая жанр ретроспективного фото в настоящую философию обращения к истокам.