Тихая ночь откровений

Тихая ночь откровений

Тихая ночь откровений

История Рождества началась задолго до рождения Иисуса. И дело не в пророчествах и обещаниях. А в долгой семейной истории, предшествующей появлению любого младенца. В бережном нанизывании отношений, эмоций, воспоминаний на бесконечную нить человеческого рода. Кем бы ни был новый приходящий в этот мир, какой бы путь ни ожидал его за порогом дворца или хлева, он всегда становится очередным проводником между прошлым и будущим: теплым, живым, страдающим, торжествующим. И его приход, конечно, в первую очередь очень семейное дело.

Быть может, в этом одна из причин того, что Рождество во всем отмечающем его мире – семейный праздник, чудо которого принято делить с самыми близкими. В Армении же эта традиция возведена в квадрат. Здесь празднуют Рождество и Крещение в один день, 6 января: так, как это было принято до IV века (Армянскую церковь того периода обошел пыл борьбы с языческими традициями, заставивший Римскую церковь разнести эти события по календарю). И никаким темным временам не удалось полностью погасить свет рождественских свечей в армянских домах. Долгие века иных религий, десятилетия научного атеизма сгинули в прошлом, растворившись за пределами семьи, собравшейся вокруг неизменных символов этого праздника. Рыба, рис с сухо­фруктами, травы, гата – четыре прямых угла рождественской скрижали, ежегодно высекаемой армянскими хозяйками на праздничном столе.

Рождество называют откровением Бога. Откровением жизни, любви и спасения – божественных истин. Но перевод этих истин на доступный язык стал возможным благодаря древним человеческим качествам: смирению, состраданию и жертвенности, рожденным из безусловной семейной привязанности. А сохранившееся в Армянской церкви единство Рождества и Крещения превращает ее в своеобразную пуповину между физическим появлением и духовным перерождением. В понятный путь самосовершенствования.

Мы следуем по этому пути, ориентируясь на вехи-символы, мы чертим их сами, отмечая пройденные этапы. Нам важна материализация нравственного движения, способная физически передавать тепло прикосновения. Одними из таких меток являются фотографии. Работы фотоателье «Марашлян» – если не сама петля этой традиции преемственности, то ее безупречная фиксация. Где каждый персонаж и каждая деталь занимают единственно возможное место, словно давно притершиеся друг к другу элементы древнего обряда.