Врата армянской столицы: «Орел-Строитель» и «Ваагн Вишапоборец» - АРМЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ

Врата армянской столицы: «Орел-Строитель» и «Ваагн Вишапоборец»

Врата армянской столицы: «Орел-Строитель» и «Ваагн Вишапоборец»

О вкладе выдающегося армянского скульптора Ара Арутюняна в развитие армянской культуры говорить и писать можно бесконечно – особенно немало он сделал для столицы, его произведения во многом определили эстетический облик Еревана. Он создал центральную вертикаль города – грандиозный монумент «Мать-Армения», а также сооружения, фланкирующие Северный и Южный въезды – главные врата столицы.

Туристов, подъезжающих к Еревану по дороге из аэропорта, встречает величественный памятник под названием «Орел-Строитель», олицетворяющий идею мира и созидательного труда. Этот памятник-символ был установлен в 1966 году и посвящен строителям, которые возродили наш любимый город, известный своей древней, насчитывающей 2800 лет, историей. Архитектурная композиция памятника состоит из трех пилонов, выполненных из туфа. В основании пилонов расположены полукружия арок, создающие сквозную пространственную перспективу и открывающие вид на легендарный Арарат. В верхней части – орел с распростертыми крыльями. Эта фигура из чеканной меди выразительно сочетается с оранжевым цветом туфа, любимого камня Ара Арутюняна, который прекрасно чувствовал материал и умел в максимальной степени использовать его возможности. Пернатые хищники испокон веков занимали важное место в символике. Орел всегда был олицетворением силы, прозорливости и благородства.

Идея возрождения древней земли и созидательного труда армянского народа передана не только в символическом образе орла, но и в скульптурных деталях. Композиция включает чеканный силуэт солнечного диска; внимательный зритель увидит и угловой отвес – инструмент с грузом в виде опрокинутого конуса, издревле применяемый в строительстве народными мастерами Армении для выравнивания поверхностей.
Обращение к национальным традициям армянской скульптуры и зодчества, к истокам древнеармянского искусства особенно характерно для творчества Ара Арутюняна и стало его величайшим достоинством.

Установленная на Северном въезде в Ереван композиция «Ваагн Вишапоборец» (1965 г.), изображающая борьбу Ваагна с драконом, – также работа Арутюняна. В этом памятнике словно оживают образы армянской мифологии, настраивая приезжающего на восприятие национальной культуры.

В армянском фольклоре Ваагн – бог огня, грозы и молнии; согласно язы­­чес­кому мифу, он рожден из пламени, считается предком армян. У основания композиции изображен трехглавый дракон. Ваагн –олицетворение победителя, зачастую его отождествляли с Гераклом. Движения борца в схватке с врагом стремительны и темпераментны.

Стараясь органично вписать памятник в окружающую среду, Арутюнян создал свой яркий, оригинальный стиль. Въезд в город задуман и исполнен как торжественная жизнеутверждающая прелюдия. Он писал: «В своих произведениях я прежде всего стремился отразить стойкость и мужество нашего народа, укрепить веру и воинский дух».
Кстати, в этом судьбоносном революционном для Армении 2018 году выдающемуся скульптору Ара Арутюняну исполнилось бы 90 лет. В его биографии всегда присутствовала магия невероятных совпадений событий и чисел: нашей древней столице, в которой 28 марта 1928 года родился и творил художник, в этом году исполняется 2800 лет! С днем рождения, Мастер!

 

Фотографии Давида Налчаджяна

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS