«Наш музей всегда открыт – работает без выходных. Ведь мы представляем, как должно быть обидно человеку, который приехал в Армению на день, или просто был проездом, и не смог попасть к нам. Более того, наш музей открыт и в новогоднюю ночь: так что, если хотите отметить этот прекрасный праздник в окружении творчества Параджанова, погрузившись в эту волшебную ауру, – милости просим!» – так началась наша беседа с директором музея Параджанова Завеном Саркисяном.
Наш музей необычный. Здесь вы попадаете в другой мир – в мир Сергея Параджанова. Мир красоты, доброты, вкуса… Произведения Параджанова – ассамбляжи, плоские и объемные коллажи, рисунки, куклы, эскизы к фильмам – своеобразная реакция на жизнь и события, его пластическое восприятие мира. Творчество художника не имеет прямых аналогов в мировом искусстве и отличается фантазией, остроумием и артистизмом. Использование разнообразных материалов и предметов придает произведениям особую прелесть и блеск. Многие из них созданы в заключении: Параджанов был отстранен советской системой от кино на 15 лет, из которых 1973–1977-й и 1982-й провел в тюрьмах и лагерях строгого режима.
В музее у посетителей иногда на глазах появляются слезы…
Да, это так, и надо сказать, это редкое явление – особенно в современном искусстве. Работы их трогают. Это память, возведенная в образ, как говорил сам Параджанов. А это действует очень сильно: люди вспоминают своих бабушек, старые дома, забытые предметы – возникает целый ряд ассоциаций, связанных с прошлым. Как сказал как-то известный художник-мультипликатор Юрий Норштейн, Параджанов превратил дух в материю.
Диапазон работ Параджанова невероятно широк. У любого другого художника вы можете посмотреть десять работ и составить мнение о нем, о его творчестве. В случае Параджанова это не сработает, потому что вы сначала посмотрите десять работ, составите одно мнение, а потом посмотрите следующие десять и ваше мнение изменится, потому что тут уже новая задумка, новые идеи, другие подходы и т. д.
Параджанов объемен и многогранен. Бывало, наши работники спрашивают меня: «А это новая работа? Вы ее недавно привезли?» Тем временем этот коллаж уже висит несколько лет – настолько сложно запомнить его работы, проникнуться.
Насколько должен быть подготовлен человек для посещения вашего музея – иметь информацию об Армении, знать творчество Параджанова?..
Параджанов – наднациональный художник, он принадлежит миру. Он может добраться до сердца представителя любого народа. В одном интервью он так и сказал: «Если б я попал в Африку, то, возможно, снял бы лучший фильм о каком-то африканском племени – рассказал бы им вещи, о которых они сами не знают». Это было его свойство. Этнографы могут спорить, мол, что-то точно, что-то нет, но это его мало интересовало – его ощущения были намного сильнее, выше.
Кино Параджанова. На эту тему можно говорить бесконечно. Но лучше просто посмотреть. Фильмы, конечно, трудно показывать в музее. Хотя в проекции у нас представлен его лучший фильм «Саят-Нова». Здесь же эскизы к этому фильму, кадры из картины, предметы, которые были использованы на съемках…
Вот вы сейчас сказали «Саят-Нова», но ведь миру этот фильм известен под другим названием…
Совершенно верно. Это была маленькая хитрость Параджанова – он назвал картину именем великого армянского поэта и ашуга Саят-Новы для того, чтобы ему попросту дали снимать. Конечно, в картине присутствует линия о поэте, но фильм не об этом – он намного шире, глубже. Целью Параджанова было показать Армению – ее обычаи, историю, архитектуру, музыку, традиции… Показать все это глазами человека: от его рождения до смерти. Неважно, когда все это – сейчас или 500 лет назад, – не в этом суть: есть вещи, которые остаются неизменными, и именно это мастерски удалось Параджанову представить в картине. Когда после первого показа на него обрушилась критика, мол, фильм не о Саят-Нове, он сказал: хорошо, поменяйте название. Так фильм назвали «Цвет граната» – под этим именем этот шедевр и стал известен всему миру.
Ничего в жизни Параджанова не было случайным, он все продумывал, режиссировал, не так ли?
Да, даже прием гостей: как принять, во что одеться, что положить на стол, как сервировать стол… Все это был большой, четко и тонко продуманный спектакль. Есть много примеров, историй о том, как он встречал известных людей, своих друзей и просто посетителей.
Вспоминается случай с возвращением долга. Он должен был кому-то 500 рублей, позвонил, попросил зайти. Тот пришел, Параджанов гостеприимно усадил его за круглый стол, накрытый красивой скатертью, на которой стоял поднос. Открыл веером эти 500 рублей, положил в поднос, все обернул скатертью и вручил гостю. Не протянул скомканные купюры или, как теперь принято, в конверте или как-то еще, а сделал все очень красиво, уточено, со вкусом, целый спектакль – и в этом был весь Параджанов!
Когда мы делали экспозицию в музее, не покидало интересное ощущение, будто мы в гостях у Параджанова, и, надо сказать, его присутствие чувствовали многие – и те, кто лично был знаком с Мастером, и те, кто впервые соприкоснулся здесь с его творчеством. Очень интересное чувство. Со временем это подтолкнуло нас к мысли проводить тут приемы в формате «В гостях у Параджанова». В эти дни обычно тут собираются гости из Грузии, Украины, его друзья, коллеги… А в рамках международного кинофестиваля «Золотой абрикос» один вечер по уже сложившейся традиции непременно проходит у нас – с участием гостей фестиваля, представителей мирового кинематографа...
Стоит отметить, что, когда Параджанов сидел в тюрьме, не имея бумаги и карандаша, он специально ходил под окна барака туберкулезников (поскольку только им во всей колонии полагалось молоко), собирал алюминиевые крышки от бутылок, а затем ногтем выдавливал на них рисунки, называя их «талерами» (как средневековые европейские монеты). Серебряная копия одной из этих монет является специальным, престижным призом Ереванского международного кинофестиваля «Золотой абрикос». Вручается за вклад в мировой кинематограф.
Изменилось ли количество посетителей музея в последние годы?
Да, разумеется, с развитием туризма в Армении увеличился и приток наших гостей. Хотя, если честно, мы не ставили перед собой такой задачи – музей маленький, сложно принимать одновременно две группы, я уже не говорю о большем количестве. Просто мы стараемся по мере наших возможностей донести до людей творчество Параджанова.
Примерно половина наших посетителей – люди русскоговорящие. Это Россия, Украина, Казахстан, в целом бывшие союзные республики. Приезжают даже из российской глубинки. Немало посетителей из Ирана. Очень часто у нас бывают школьники, студенты, люди из районов Армении.
Музей родился в блокадном Ереване – в годы, скажем так, не самые лучшие для Армении: война, голод, холод, разруха... Как зародилась эта идея?
Я профессиональный фотограф, дружил с Параджановым с 1978 года до самой смерти – 12 лет… Постепенно мы сближались, и в конце 80-х, когда я был директором музея народного искусства, у него родилось желание, чтобы все его работы были в Ереване. Возможно, и я этому как-то способствовал, и он проникся ко мне доверием, что я могу это сделать, что работы не пропадут. И мы устроили его большую выставку в январе 1988 года. Уже в процессе организации выставки я обратился к тогдашнему первому секретарю ЦК КП Армении Карену Демирчяну, и, надо сказать к его чести, буквально через несколько дней вышло постановление Горсовета построить Параджанову дом-музей в Ереване. И были выделены два дома, в которых ныне располагается музей.
Землетрясение 1988 года задержало строительство, и музей был открыт в 1991 году. Основу собрания составляют на сегодняшний день более 600 работ Сергея Параджанова, многие из которых экспонировались на двух выставках в Музее народного искусства в 1988 и 1989 годах в Ереване, а также обстановка тбилисского дома и личные вещи, перевезенные в Ереван по его воле еще при жизни. За годы существования музея фонды значительно пополнились. Сегодня их число составляет более 1500 единиц хранения. В фондах музея хранятся письма самого режиссера, а также А. Тарковского, Л. Брик, Ю. Никулина, В. Катаняна и других деятелей культуры. За 28 лет музеем организовано 65 выставок в 30 странах.
Как вы относитесь к съемкам в музее – позволяете?
Конечно, это же реклама музея, и не разрешать снимать, тем более в век бума социальных сетей, очень неправильно! Жаль, что некоторые мои коллеги из других музеев этого пока не понимают, запрещают снимать. Но ведь каждый посетитель становится, если так можно выразиться, мобильным инфоносителем – как часто нам приходится слышать такую фразу: «Наши друзья бывали у вас, показывали фотографии, нас очень заинтересовало, и мы решили непременно побывать в этом музее».
Мы рады гостям всегда. И, как я уже сказал, в новогоднюю ночь тоже. В нашем музее не только использованы художественные и экспозиционные принципы самого Параджанова, но и исповедуются его ценности – красота, гостеприимство, любовь!
Фотографии предоставлены музеем Сергея Параджанова.
Адрес: Ереван, этнографический квартал «Дзорагюх», 15, 16.
Музей открыт ежедневно с 10:30 до 17:00.
Тел.: +374 10 53 84 73, +374 10 53 92 24.