Филатов и Армения

Филатов и Армения

Филатов и Армения

Филатов и Армения… Это основная тема нашей беседы, с мыслями об этом я шла в Фонд социально- экономических и интеллектуальных программ на улице Космонавтов, 18, который создал и почти 20 лет возглавляет любимый многими молоды- ми писателями Сергей Александрович Филатов ‒ российский государственный, политический и общественный деятель. В 1991 году он был Секретарем Президиума Верховного Совета РСФСР, возглавлял депутатский штаб обороны Белого дома, несколько лет руководил Администрацией Президента Ельцина. В этом году Сергею Александровичу – 80 лет!

 

Блестящая политическая карьера, высокие должности и безукоризненное имя… Сергей Александрович Филатов прошёл долгий путь служения государству, причём бок о бок со своей спутницей жизни и соратницей Галиной Николаевной, с которой они вместе уже 60 лет, а в конце 90-х он, сын поэта Александра Филатова да и сам человек пишущий, создал Фонд и занялся поддержкой и продвижением молодых писателей. Собственно так мы и познакомились в 2009 году. Филатов пригласил меня на книжную выставку, а затем на Форум молодых писателей в Липках. Помню, он подошёл ко мне и спросил: «Ну как там, в Армении?» Арменией он интересовался с каким-то пристрастием в глазах, хотя внешне выглядел холодным и отстраненным. А через несколько лет, когда Филатов организовал Форум молодых писателей в Цахкадзоре, тайна была раскрыта… Филатов и Армения… Нелепо звучит, потому что Армения в крови Сергея Александровича, ибо его мама – Мария Арутюновна Поэт Александр Филатов читает стихи жене Марие и сыну Сергею. Арушанова – тифлисская армянка.

«Моя мама родилась в Тифлисе 1 сентября 1909 года, ‒ рассказывает Сергей Александрович. ‒ Когда началась турецко-армянская резня, мамина семья бежала в Иран. В Тегеране при посольстве была русская школа, в которой мама училась. Через два года наше посольство маму с её матерью и сестрой отправило в Москву. Моего деда уже не было в живых. Дали им небольшую комнату в коммуналке. Маму направили на московский металлургический завод «Серп и Молот». Сначала она работала в проволочном цехе тянульщицей – на станке вытягивала через специальную фильеру стальную проволоку из большего размера в меньший, которая шла на изготовление стальных канатов. Не хватало рабочих рук, и мама быстро освоила эту профессию, стала бригадиром. Сейчас эта профессия называется волочильщик, но я не знаю ни одного примера, хотя многие годы занимался созданием новейших высокоско- ростных волочильных станов, чтобы женщина овладела этой чисто мужской профессией. И это было не единственным, что вызывало восхищение у её друзей. Она имела знак «Ворошиловский стрелок», овладела вождением самолётом (но на фронт ёе не взяли, т.к. у неё было трое детей), имела профессиональные права вождения автомобилем. Мама была энергичной и очень красивой женщиной, она с охотой бралась за любое дело, вокруг неё всегда собирались молодые люди, они верили в неё, в её умение и беспрекословно помогали ей во всём. Она была одной из первых ударниц труда, которых наградили красной косынкой».Филатов впервые побывал в Армении в сентябре 1991 года, когда проходил Референдум по независимости, на котором решался вопрос о независимости республики от СССР. По итогам поездки он написал статью, которую не опубликовало ни одно издание, объяснив, что «очень проармянская и с историческими искажениями». Но Филатов отказался переделывать. «Что написал, то написал, ‒ тогда он отметил в своем дневнике. ‒ Думаю, что они не правы, просто не хотят быть одернутыми из Кремля». Этот материла вошел в его книгу «По обе стороны».Тогда Сергей Александрович, пролетая над Араратом, который видел впервые, подумал: «Когда-то этот двуглавый исполин был рас- положен в центре Армянского государства. А сейчас возведённый в предгорье ещё во времена СССР простенький забор, обозначающий границу с Турцией, отделял его от Армении. А для нас, россиян, с этой стороны Арарат стал за двойной границей. Да и тот край, куда лечу, – тоже за двойной границей. Нагорный Карабах… Арцах… Сегодня он отделён и от Армении и от Арарата, восточной окраиной которого когда-то являлся». Размышляя об истории, относящейся к тому времени, когда Нагорный Карабах в качестве автономии был передан молодому государству под названием Азербайджан, Филатов говорит: «Да, так вершились многие дела в те времена, и никого не интересовала ни история, ни мнение народа. 95 процентов армян, проживающих на территории Нагорного Карабаха, в одночасье и надолго оказались приписанными к Азербайджану».

Несмотря на плотный рабочий график, Филатов объехал очень много мест, побывал у армянских родственников – в Армении на тот момент жила сестра бабушки - тётя Роза Папян, у которой было три сына и с которыми Филатов поддерживал тесные отношения. Армянские родственники часто гостили у них в Москве. Старший брат был партийным работником, второй брат ‒ командиром отряда в ереванском аэропорту, а третий брат Владимир Папян снял более 30 картин, которые сейчас известны многим ‒ это «Дела сердечные», «Приезжая», «Срочный вызов», «Белый ворон», балетный фильм «Анна Каренина» в главной роли с Маей Плисецкой. Во второй раз Филатов приехал в Армению и Нагорный Карабах на первые выборы. «Карабах был охвачен войной, ‒ вспоминает он. ‒ Я встречался с Левоном Тер-Петросяном, с Робертом Кочаряном, насколько мог, помогал то горючим, то бронетехникой. Я делал это не потому, что я армянин, а для того чтобы восторжествовала справедливость». К тому времени Филатов очень хорошо изучил историю, сверил старые и новые карты, отмечая, что в угоду каким-то политическим вещам Сталин менял кон- фигурацию, раздаривал целые районы и очень не любил Армению. Как-то проезжая со Светла- ной на машине по Армении, Иосиф Виссарионович бросил такую фразу: «Надо сделать всё, чтоб этого народа здесь не было». Но для того, чтобы восторжествовала историческая справедливость, нужно потратить слишком много сил и чаще, к сожалению, пролить крови. Филатов и Армения… Он мало об этом говорит, но Армения у него в крови, Армению он впитал вместе с молоком матери.