Город Художника

Город Художника

Город Художника

Пейзажи пишут многие художники. Портреты пишут гораздо реже, но все равно часто. А вот сделать город смыслом своего творчества, один единственный и навсегда, не каждой категории мастеров кисти дано. Вернее, художник, как творец, жаждет свободы, ограничивать себя коробками города, хотя и очень красивого, он вряд ли станет. Что не скажешь о художнике Александре Мкртчяне, «звезда» которого относительно недавно взошла на художественном небосклоне армянской столицы. Именно Ереван стал его Вдохновением, смыслом творчества.

Aлександр Мкртчян родился в Ереване и всю жизнь прожил в одном районе. На его глазах город разрастался, менялся, преображался – строились новые дома, разрушались старые. Он часто вспоминает дедовский дом – особняк напротив Дома писателей; тогда проспект Баграмяна был улицей особняков, была задумка не застраивать центр высотками, но тенденции нашего времени презрели это, человеческая жадность взяла верх. Маленький Саша вместе с братом пускал кораблики по ручью в дедовском саду, играл в мяч на улице… Уже тогда, Александр, а в его семье дедушка, бабушка, дядя и тетя – архитекторы, обращал внимание на фасады зданий, барельефы, цвет отделочного камня. Сколько же оттенков у армянского туфа?! Наверно, очень много, если в городе можно увидеть дома, обложенные этим пористым камнем вулканической породы, от нежно розового, персикового, терракотового до черного… Так думал тогда Александр. Он всегда увлекался рисованием – писал масляными красками портреты и пейзажи, однако закончил Политехнический институт и всю жизнь работал инженером. Серьезно, основательно вернулся к живописи относительно недавно, лет пять назад. Возвращение окрасилось муками поиска себя, своего стиля, своего уникального направления. Сначала Александра унесло в абстракцию. Потом понял – не то. Начал экспериментировать с красками и фактурностью. «Моя техника – рельефная, – рассказывает художник. – Я пришел к ней методом тыка, являясь инженером по специальности и мышлению. Сначала я наносил рельефы, потом комкал рисовую бумагу и наклеивал, таким образом получая фактурную поверхность, но потом понял, что теряются линии, графика стушевывается. Фактура хорошая, но пропадает линия». Так он отказался от бумаги и придумал свой способ обретения рельефа, который можно рассмотреть в непосредственной близости от картины.

Первые работы Александра были монохромными, черно-белыми. Но потихоньку цвет увлек в свою страну. «Конечно, влияет и настроение, но это осознаешь только потом, когда анализируешь, – признается художник. – А когда работаешь, важен дух решительности, тут уже не думаешь о цвете, он сам приходит, – есть понятие боязни чистого холста, нужно переступить страх и сделать первый мазок… Если ты чувствуешь, что что-то не то, лучше не браться».

Да, Александр нашел себя в своем городе, а армянскую столицу сделал смыслом творчества. Он рисует Ереван, в котором прошло его детство, который до сих пор любят, помнят и по которому скучают несколько поколений ереванцев. «Сильно изменился Ереван, – говорит Александр. – Сейчас нарисовать здание проблематично – все увешано рекламами, щитами, постерами, козырьками. Мы их уже не замечаем, они стали для нас нормой, но здания за ними совсем не видно. Безвкусные фасадные решения, облицовки магазинов, полное отсутствие подхода – архитектурного и эстетического… Я стараюсь вернуть назад то, что было, – рисую здания без «украшений».

Пока Александр работает с теми зданиями, которые сохранились до наших дней, но в мыслях есть обратиться к историческим материалам и написать ряд зданий, которые, так сказать, не дожили до нашего времени. Первым художник хочет написать здание с барельефами, которое некогда стояло на улице Пушкина.

Здание, чтобы оно было живое, одухотворенное, написать сложно, у некоторых это получается как чертеж, у некоторых как абстракция, дома Александра живут яркой жизнью. Они дышат любовью. Художник не отделяет архитектуру от природы, в его работах невозможно найти голые здания, всегда присутствуют деревья. Как отмечает Александр, деревья сами по себе шедевральны, их ветки, листья – это уже искусство. Но художник старается писать деревья без листьев, или почти без них, чтобы они не закрывали здание. Поэтому в картинах Александра Мкртчяна присутствуют только три сезона – весна, когда еще не распустились почки, осень, когда уже опали листья, и зима. Еще интересный факт, Александр называет картины, привязывая к адресу, но иногда бывают романтические отклонения, когда хочется внести какое-либо настроение, тогда появляются «Глаза дома», «Мудрость», «Рассвет», «Мелодия», «ул. Абовяна. Ветер» и другие.

Александр, несмотря на то, что на данный момент у него прошли всего лишь две персональные выставки и одна коллективная, привлек к своему творчеству широкое внимание через социальные сети, где он размещал фотографии работ. И это неудивительно, ведь армянская Диаспора очень многочисленна и волею истории разбросана по всему свету… вот армяне и возвращаются в Ереван, погружаясь в картины Александра Мкртчяна.

Елена Шуваева-Петросян

 

Контакты художника: 

www.facebook.com/

alexander.mkrtchyan.98 

E-mail: samanco@mail ru

 

Тел.: +37491419736