26 декабря 2016 года исполнилось 110 лет со дня рождения архитектора Арама Аванесовича Шириняна (1906-1988), благодаря которому сформировался архитектурный стиль Степанакерта, превративший его из захолустного городка в современную столицу Нагорно-Карабахской Республики. Это он со своими соратниками и единомышленниками десятилетиями добивался, чтобы Степанакерт стал достойной столицей НКАО, порой преодолевая сопротивление властей республики, в составе которой Карабах оказался против своей воли.
Детство и юность Арама Шириняна прошли в Баку. После окончания в 1933 году Азербайджанского строительного института он работал архитектором в Архитектурно планировочном управлении Баксовета, а затем и в Бакпроекта, разработав при этом порядка десяти авторских проектов по благоустройству жилых кварталов, улиц и зданий этого города.
В 1944 году Арам Ширинян был откомандирован в город Степанакерт на постоянную работу начальником Управления по делам строительства и архитектуры при облисполкоме НКАО и оставался на этой должности до 1974 года.
Ниже предлагаем отрывок из эссе «След на земле» об Араме Шириняне, его назначении и первых постройках под его руководством в Степанакерте. Эссе написано на основании архивных материалов, воспоминаний его сыновей и внуков, а также его коллег.
…B 1944 году у деда был выбор – поехать работать в разрушенный войной Сталинград или Кишинев, либо в захолустный Степанакерт. Масштабы этих городов и объем предстоящих в них работ несоизмеримы, а причины, побудившие деда перебраться в Степанакерт и принять, как потом оказалось, это судьбоносное решение, весьма прозаичны – быть поближе к родному дому, который ждал возвращения его младшего брата с войны.
Степанакерт в ту пору был небольшим одноэтажным городом, которому дали статус столицы Нагорного Карабаха. Все, что успела сделать Советская власть до войны – это построить две школы, несколько двухэтажных административных зданий и городскую гостиницу, куда и вселили новоприбывшего деда. Его назначили начальником управления по делам строительства и архитектуры области, или, проще говоря, главным архитектором края. Отныне, долгих тридцать с лишним лет, все, что будет проектироваться и строиться в городе, да и во всей области, будет сделано либо им самим, либо под его руководством. Но это будет позже. А в начале все выглядело весьма обыденно – война наложила строгий отпечаток сдержанности на все, что происходило в стране и особенно в периферийном городке. Ни о каком строительстве гражданских объектов в то время речи не было - все силы были направлены на фронт, на победу.
Kогда после войны область впервые получила разрешение на постройку жилого дома в городе Степанакерте, дед по своей инициативе разработал проект трехэтажного здания. Уже при представлении его на первичное утверждение в кабинете главы области произошел неприятный разговор.
- Я тебе говорю, что таких денег нам не выделят, – тыкал тот, следуя указу из Баку построить именно двухэтажное здание. Он явно не желал нарываться ни на какие скандалы и требовал убрать один этаж.
- Может, попробуем это пробить, – спокойно возразил дед, игнорируя недружелюбный тон. – Три этажа это не бог весть что, а для растущего города правильнее разрабатывать перспективный проект. И, в конце концов, если начальству не нравится идея трехэтажного дома, пусть оно само ее и бракует. Зачем это делать вместо них?
- Это саботаж, – гремел руководитель области модным в то время словом, пообещав даже уволить деда в случае дальнейших неприятностей, если таковые возникнут в связи с этим строительством. – Сделай так, как я сказал, и лишь потом поезжай на утверждение! – заключил беседу начальник, досадуя на этого тихого и непонятливого архитектора.
…Мой дед уперся. Он не любил дилетантизма и был упрям, особенно когда речь заходила о его убеждениях и деле, в которое он вложил душу. С его стороны все было сделано по правилам и на совесть. К тому же, он имел право на свое видение того, как должен развиваться город, и не переступал никаких профессиональных полномочий. Обдумав все с пристрастием еще раз и взвесив все за и против, дед не стал ничего перечерчивать и, собрав все необходимые документы, отправился в одиночку отстаивать свою разработку.
Через две недели дед появился на работе как обычно, невозмутимо неся в руках тубус с чертежами:
- Ну что, утвердили? – благосклонно спросил начальник, каким-то шестым чувством угадывая, что все в порядке. – Я же говорил, переделай, и вопросов не будет. Показывай, что там у тебя.
Каково же было его удивление, когда дед развернул перед ним первоначальный проект трехэтажного дома, допущенный к строительству. Он сразу оценил и незаурядный талант «безмятежного» архитектора и его упорство и способность биться за свои идеи до конца.
К другим дедушкиным послевоенным разработкам относятся номенклатурный памятник Сталину и первая правительственная трибуна.
Статуя вождя во весь рост была установлена на высоком постаменте, в небольшом круглом парке, прозванном в народе «Пятачком». Больше похожий на живописный скверик, он был разбит еще до приезда деда и представлял собой два кольца зеленых насаждений вокруг декоративного бассейна. Белокаменный Сталин стоял прямо у центрального входа в парк, в шинели, заложив руки за спину.
Небольшая трибуна со сквозной фронтальной аркой, напоминающая по форме трапецию, была построена буквально через улицу, почти напротив памятника, и получалось так, что люди, стоявшие на трибуне, видели перед собой вождя, а тот в свою очередь глядел на них свысока, чуть наклонив голову. Таково было веление времени!
За оба эти сооружения деда почетно наградили, а через несколько лет их снесли…
Несколько позже в Степанакерте по проекту деда был возведен еще один памятник – Степану Шаумяну. Он был установлен на том же «Пятачке», только теперь со стороны въезда в город. До этого там красовалась гипсовая скульптура спортсменки – метательницы снаряда, окрещенная горожанами «Девушка с гранатой».
Потом уже на «Пятачке» установили вазоны, скамейки, обновили клумбы… Сейчас этот прилегающий к площади оригинальный парк, с искусным фонтаном в центре – лицо города. Загадочный Степан Шаумян все еще встречает въезжающих, а на месте снесенного памятника Сталину выросла сосна – суровая, высокая и колючая...
Одной из первых крупных работ стало восстановление Степанакертского драматического театра им. Максима Горького. По его проектам были возведены памятники Степану Шаумяну, Богдану Кнунянцу, Нельсону Степаняну и др., разбиты парки и скверы, построенны многочисленные дома и жилые комплексы в столице Нагорного Карабаха и райцентрах области.
Другими крупными работами А. Шириняна являются проекты стадиона и центральной площади города Степанакерта - правительственная трибуна, смотровая площадка и постамент памятника В.И. Ленину.