Народные святилища Тух Манук

Народные святилища Тух Манук

Народные святилища Тух Манук

Армения – страна, где наряду с христианскими церквами и святыми существуют и местные, сугубо народные верования и святилища. Конечно, подобное явление распространено в мире, независимо от доминантной, официальной религии данной территории.

В Армении народные святилища нередко так переплетаются с христианскими явлениями и святыми, что невозможно отделить одно от другого. Да и особого смысла нет в этом, тем более, что народ воспринимает и утверждает, что весь его уклад является христианским. Здесь мы попытаемся кратко охарактеризовать один из видов армянских народных святилищ, называемых в народе Тух Манук. Тух Манук дословно означает Темный Отрок, или Воин. Эти святилища являются самыми распостранёнными в Армении, особенно в её центральной части. Судя по письменным источникам 19 в., они было обычным явлением на большей территории исторической Армении (Армянского нагорья). Были поселения, где имелось несколько святилищ Тух Манук, например в древней столице Армении г. Ване и окрестностях их было около десятка.Так что же такое Тух Манук? Их нельзя отнести к конкретному типу ни по комплексу верований и ритуалов, ни, тем более, по типу здания. Некоторые Тух Мануки даже не здания, а,грубо говоря, груда камней или одиноко стоящий менгир в скалах.

Святилища Тух Манук иногда резко отличаются даже друг от друга, и потому невозможно точно сказать, что данный тип сооружения есть Тух Манук. Единственная возможность определения, что данное свя- тилище Тух Манук – это народное наречение святилища этим именем, т. е. если народ называет святилище Тух Манук, то и мы должны знать его под этим именем. других вариантов определения не существует. Святилище Тух Манук может быть маленькой церковью, построенной на месте старого святилища, как правило, это недавнее явление, все известные мне церкви Тух Манук освящены за последние 10-15 лет. Единственным исключением является небольшая церковь Тух Манук, развалины которой сохранились в горном селе Болораберд, в области Вайоц Дзор. В этом селе теперь никто постоянно не живёт, а те немногие, кто пасёт здесь скот находящегося ниже села Агаракадзор, не знают, что церковь когда-то называлась Тух Манук. Судя по высеченной надписи (которая не сохранилась до наших дней, о ней известно из источников), её построили в 18 веке именно как церковь Тух Манук. В большинстве же своём святилища Тух Манук не являются церквами. В народе их принято называть Тух Манук матур. Не впадая в долгое объяснение всех тонкостей значения «матур» в армянском языке, скажем, что в данном контексте матур является синонимом святилища. Это могут быть маленькие домики с покатой крышой (самый распостранённый тип), груда гальки, одинокий или стоящих ря- дом хачкара в поле, скала с крестом, дольмен, менгир в скалах, маленькое кладбище и т. д. Рядом со святилищем нередки деревья, на которые повязаны лоскутки материи – паломники повязывают на деревья святилищ лоскутки, символически оставляя свои болезни там. У некоторых Тух Мануков растут священные деревья, у которых даже ветку сломать святотатство. У некоторых святилищ Тух Манук есть лечебные родники, которые также называются Тух Манук или водой Тух Манука. К святилищам Тух Манук совершаются паломничества. Некоторые из них посещают в комплексе больших народно-христианских праздников, другие имеют свои неизменные дни поломничества, третьи посещают в конкретные дни недели. Там совершаются как частные, так и общинные поломничества. Святилища Тух Манук могут быть как в самом селе, так и вне села. Они могут быть в горах, меж несколькими селами, в кладбищах или около них нередки случаи, когда кладбище сформировалось вокруг Тух Манука. Есть рукописные Евангелия, которые в народе также называются Тух Манук.

Некоторая группа святилищ находится рядом с дорогами или на узловых точках дорог. Они являются также защитниками путников, и часто проезжающие мимо машины останавливаются, люди зажигают свечи, молятся и продолжают дорогу. У Тух Мануков просят детей, лечат болезни, особенно кожные заболевания, Тух Манук является защитником детей и военнослужащих. Паломничество, посещение Тух Манука всегда интимно, только человек и Бог, без посредников. Хотя народ уверен и глубоко верит, что всё связанное с почитанием Тух Манука является христианством, надо сказать, что такого святого не существует в христианстве, ему не посвящена ни одна дата в армянском христианском календаре. И Тух Манук сугубо армянское религиозное явление, хотя зафиксированы их посещения со стороны представителей других этносов – курдов, езидов, турков, молокан, тем не менее все эти святилища являются народными армянскими, потому что поклонение Тух Мануку у тех же этносов не зафиксированы за пределами тех территорий, где есть эти святилища. Так кто же так почитаемый народом Тух Манук? О Тух Мануке рассказываются довольно много мифов и легенд. Они часто приходят во сне, являются в откровениях. Есть несколько образов, в которых является Тух Манук. Это то маленький ребёнок 4-6 лет, то красивый юноша, то мужчина средних лет с тёмной бородой и тёмных одеждах, то старик с белой бородой и одеждах, иногда даже женщина. В некоторых случаях Тух Манук – это маленький Иисус. Он приходит тогда, когда нужна помощь, защищает, предупреждает об опасности, советует, иногда приходит и требует, чтоб починили святилище или освободили его, т. е. сделали бы святилище. Завершая этот маленький обзор, расскажу одну из легенд о Тух Мануке.В одной деревне, рядом с армянским, жили персы (по дру- гой версии турки). У персидского муллы был мальчик 6-7 лет, который тайно принял хри- стианство. Молла пришёл в ярость и погнался за ним с мечом, чтоб убить его. Мальчик было побежал, спасаясь, но отец нагонял его. Тогда он попросил Бога спасти его, и в тот же миг он превратился в вяз (карагач), его кудри стали листвой, сухожилия ветвями, а кровь соком дерева. Но в последний момент молла успел ударить мечом по руке мальчика, и пошла кровь. И до сих пор можно увидеть тёмное от засохшей крови место на ветви дерева. Этот вяз стал священным деревом и никто не смеет даже ветку тронуть с него.

Карен Оганнисян работает в Институте археологии и этнографии НАН РА. Автор 10 научных статей по арменоведению. Карен рассказал нашему журналу о народных святилищах, известных под названием Тух Манук.