У армян лаваш всему голова - АРМЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ

У армян лаваш всему голова

У армян лаваш всему голова

Армянский лаваш признан ЮНЕСКО нематериальным культурным наследием. Такое решение принято во время заседания Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия. Ранее культурным наследием страны по линии ЮНЕСКО признали символику и мастерство создания армянских каменных крестов – хачкаров, игру на дудуке и средневековый эпос «Давид Сасунский».

К хлебу армяне относятся по-особенному. «Мой отец резал хлеб стоя», ‒ написал известный писатель, публицист и путешественник Зорий Балаян. «Покушаем» на армянском звучит как «ми ктор хац», что в дословном переводе означает «один кусок хлеба». Какой стол без хлеба?! А уж без лаваша ‒ пресного белого тон¬кого листа из пшеничной муки, который заготавливается «на зиму», вообще жизни нет. Только армянские хозяйки знают, как правильно и дол¬го хранить лаваш: они колдуют у раскалённого тонира, выпекая тонкие листы, складывают их в кладовку, а потом, искусно сбрызгивая водой, оживляют хлебушек при необходимости. Такой хлеб удобен как при оседлом образе жизни, так и в походах, не говоря уже о том, что летом пастухи, которые надолго уходят в горы, питаются сыром с лавашем и запивают таном (кисломолочный напиток, приготовленный на основе мацони, разведённого водой, с добавлением соли и ароматных трав).

Генерал Алексей Алексеевич Брусилов в конце 19 века после ряда успешных боев на Кавказском фронте, продвигаясь по занятым территориям, описал приветствия армян в своих мемуарах: «В церквях звенели колокола, жители выносили на дорогу плоский армянский хлеб, солёный овечий сыр, вино…» О распространённости лаваша в Армении с древних времён говорят найденные в результате археологических работ тониры и остатки лаваша в них. Один из таких кусочков обгорелого хлеба был найден уже в начале ХХ века в средневековой армянской столице Ани во время раскопок города Русским археологическим обществом. Много легенд об армянском хлебе дошло до наших дней. Неспроста сейчас на свадьбе молодожёнам на плечи кладут лаваш, чтобы жили они в благополучии и достатке. А всё пошло от бога войны Ваагна и богини любви Астхик. Бог всех богов Арамазд положил на плечо невесты лаваш. По дороге ко дворцу он соскользнул с плеча Астхик, и тогда Арамазд вскричал: «Уронившая хлеб на землю, не может быть хорошей женой и матерью». Свадьбу отменили. Ещё одна легенда рассказывает об армянском царе по имени Арам, который попал в плен к ассирийскому царю Носору. Носор сказал: «Десять дней ты останешься без хлеба, голодным. На одиннадцатый день будешь состязаться со мной в стрельбе из лука — если победишь, отпущу тебя невредимым, вернешься к своему народу с достойными царю подаркам». Арам по¬просил привезти с его родины самый красивый панцирь. Ассирийские гонцы выполнили просьбу. Армянские воины подготовили панцирь для своего пленённого царя, спрятав в его броню лаваш. На одиннадцатый день Арам и Носор, согласно договорённости, вышли на стрельбище. Ассирийский царь думал, что армянин истощён и измождён, оставшись без хлеба, утратил силы и пал духом, но не тут-то было: Арам победил в состязаниях и с честью вернулся в свою страну! Вот так лаваш спас армянского царя! Лаваш употребляют не только как хлеб, но и готовят из него различные блюда: закуски с разнообразной начинкой, например, рулеты с сыром, с зеленью, с творогом, с мясом, с рыбой. Еще один плюс: лаваш – хорошая замена дрожжевому хлебу.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS